Образование » Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики » Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младших школьников

Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младших школьников

Страница 3

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Таблица 1

Классификация памяти

По времени хранения информации

По различным анализаторам

Мгновенная

Двигательная

Кратковременная

Слуховая

Оперативная

Обонятельная

Долговременная

Осязательная

Генетическая

Эмоциональная

Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

Мгновенная память – память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала. Она действует только во время самого процесса восприятия.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени.

Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определённого, заранее заданного срока.

Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и производится по наследству.

В другом случаи память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная память – это память на переживания.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти связаны удовлетворением потребности организма.

Непроизвольная память – память, при которой запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека.

При произвольной памяти сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Память младших школьников носит непроизвольный характер. Ребёнок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, даёт наилучшие впечатления. Таким образом, объём фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей младшего школьного возраста несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В младшем школьном возрасте ребёнок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. Одним из основных достижений младшего школьника является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребёнком может быть поставлена цель, направленная на запоминание определённого материала. Наличие такой возможности связано с тем, что учитель использует различные приёмы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, в младшем школьном возрасте структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.

Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективного знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Мышление является высшим познавательным процессом. На практике мышление как отдельный психологический процесс не существует. Оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: внимании, памяти и др.

Рис. 1.3. Виды мышления

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Педагогическая мысль в трудах отечественных педагогов в России в начале XIX века
В статье "Литературные мечтания" (1834г.) уделяется много внимания проблемам народного просвещения, подчеркивается, что в стране царит поголовная неграмотность крестьян и это не способствует развитию литературы, а значит, нет условий для социального прогресса. "Надобно, чтобы у нас п ...

Принципы воспитания в истории педагогики
Принципы воспитания – это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах разви ...

Концепция Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова
Выдающийся психолог Лев Семенович Выготский на основе ряда своих исследований установил, что развитие всякой психической функции в том числе и интеллекта ребенка, проходит через зону ближайшего развития, когда ребенок умеет что-то делать лишь в сотрудничестве со взрослым, и лишь за тем переходит на ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru