Образование » Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики » Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младших школьников

Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младших школьников

Страница 3

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Таблица 1

Классификация памяти

По времени хранения информации

По различным анализаторам

Мгновенная

Двигательная

Кратковременная

Слуховая

Оперативная

Обонятельная

Долговременная

Осязательная

Генетическая

Эмоциональная

Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

Мгновенная память – память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала. Она действует только во время самого процесса восприятия.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени.

Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определённого, заранее заданного срока.

Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и производится по наследству.

В другом случаи память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная память – это память на переживания.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти связаны удовлетворением потребности организма.

Непроизвольная память – память, при которой запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека.

При произвольной памяти сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Память младших школьников носит непроизвольный характер. Ребёнок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, даёт наилучшие впечатления. Таким образом, объём фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей младшего школьного возраста несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В младшем школьном возрасте ребёнок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. Одним из основных достижений младшего школьника является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребёнком может быть поставлена цель, направленная на запоминание определённого материала. Наличие такой возможности связано с тем, что учитель использует различные приёмы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, в младшем школьном возрасте структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.

Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективного знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Мышление является высшим познавательным процессом. На практике мышление как отдельный психологический процесс не существует. Оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: внимании, памяти и др.

Рис. 1.3. Виды мышления

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Формы и методы художественно-педагогического образования школьников с учетом художественных традиций ДПИ Дагестана
Как в прошлом, так и в настоящее время декоративно-прикладное искусство народных мастеров Дагестана имело и имеет не только чисто утилитарное и эстетическое назначение. Оно активно использовалось в народной педагогической практике как действенное средство воспитания трудовых и художественных навыко ...

Аналитико-синтетический метод
Аналитико-синтетический метод был создан в 60е годы прошлого столетия. Этот метод наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер русского письма. Ориентированный на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, данный метод ц ...

В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский о педагогическом мастерстве учителя
В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для по ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru