Исследование имеет теоретическую и практическую значимость. Научно-методические положения позволяют углубить представления о логопедическом массаже при таком сложном речевом нарушении как «дизартрия».
Представленная методика логопедического массажа как основного фактора коррекции произношения у детей дошкольного возраста, описанные приемы работы могут быть использованы в практической деятельности учителей-логопедов.
Рис 9. Мимические мышцы лица
1 – черепной апоневроз: 2 – лобная мышца; 3 – часть области век круговой мышцы глаза; 4 – глазничная часть круговой мышцы глаза; 5 – медиальная связка век; 6 – латеральная сухожильная полоска; 7 – мышца гордецов; 8 – мышца, сморщивающая бровь; 9 – собственно носовая мышца; 10 – мышца, осаждающая перегородку носа; 11 – круговая мышца рта; 12 – мышца, поднимающая верхнюю губу (средняя линия);мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа (медиальная линия); малая скуловая мышца (латеральная линия); 13 – большая скуловая мышца; 14 – мышца, поднимающая угол рта; 15 – верхняя резцовая мышца; 16 – мышца, поднимающая нижнюю губу; 17 – мышца, опускающая угол рта; 18 – подбородочная мышца; 19 – щечная мышца; 20 – ушные мышцы
Рис 10. Жевательные мышцы лица
1 – собственно жевательная мышца; 2 – височная мышца; 3 – щечная мышца
Комплексный характер логопедического воздействия при дизартрии
Дифференциальные характеристики форм дизартрии
Форма дизартрии |
Очаг поражения мозга |
Патогенез |
Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности) |
Принципиальное направление коррекционной работы |
Бульбарная |
Одностороннее (правое или левое) или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов V,. VII, IX, X, XII черепно-мозговых нервов,а также спинальных нервов шейно-грудного уровня. |
Избирательные вялые (право-, лево- или двусторонние) параличи мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, глотки, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных.Атрофия и атония этих мышц (язык вялый, дряблый), снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Расстройства любых (непроизвольных и произвольных) движений в соответствующих группах мышц. |
Голос слабый, глухой, истощающийся; гласные и звонкие согласные оглушены (а →хха; б →п, д → т и др.). Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости (б → м, д → н, р→р̃ и др.). Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку ə. Артикуляция согласных упрощена; смычные и р заменяются щелевыми (п → ф, т →с, р →рˇ). Упрощается характер щели у щелевых; в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избирательным распределением вялых параличей. Речь замедленна, неплавна, монотонна, резко утомляет больного. |
Устранение вялого паралича. |
Псевдобульбарная |
Двустороннее, хотя нередко неравномерно латерализованное, поражение центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов, а также пирамидных нейронов, идущих к передним рогам шейно-грудного уровня. |
Пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечной атрофии нет. Гипертония мышц (язык напряжен, отодвинут кзади), глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Нередки насильственный смех и плач. Паралич всегда двусторонний, хотя возможно его значительное преобладание с одной стороны, страдают, во-первых, произвольные движения и, во-вторых, самые тонкие движения кончиком языка. |
Голос слабый, сиплый и хриплый. Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости, особенно гнусавы гласные заднего ряда (у, о) и твердые согласные со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ц). Артикуляция гласных и согласных сдвинута назад. Смычные согласные и р заменяются на щелевые (п → ф, т → с, р →рˇ.)," Щелевые согласные со сложнойформой щели превращаются в плоскощелевые. В первую очередь страдает артикуляция согласных со сложными укладами, в артикуляции которых принимают участие мышцы кончика и краев языка (р, л, ш, ж, с, з, ц, ч). Артикуляция твердых согласных страдает больше, чем мягких. Больной старается преодолеть описанные расстройства под контролем слуха, однако его усилия обычно ведут к нарастанию гипертонии мышц и, следовательно, к усилению хриплости голоса, гнусавости, дефектов артикуляции, а также к упрощению стечений согласных, недоговариванию концов слов, замедлению темпа речи, нарушениям ее плавности и модулированности. |
Устранение пирамидного спастического паралича. |
Экстрапирамидная |
Разнообразные поражения экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга, в частности с корой |
Вопросы патогенеза этой дизартрии мало разработаны, однако несомненна его связь с распадом или с расстройствами использования врожденных синергии в акте речи, что делает ее напряженной и неплавной. |
Расстройства речевой просодии: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцентуации и мелодики. Диспросодические суперсегментные расстройства взаимосвязаны с расстройствами сегментными: звуковая сторона речи нарушена. Нарушены внятность и членораздельность речи в целом. Могут быть выделены несколько еще мало изученных клинических синдромов. |
Преодоление экстрапирамидной дистонии и гиперкинезов, в том числе медикаментозное. |
Мозжечковая |
Поражения мозжечка и его связей с другими структурами мозга. |
Статическая и динамическая атаксия речевых движений. |
Статическая и динамическая атаксия речевых движений обнаруживается в фонетической структуре речи явлениями интенции, адиадохокинезии, гипо-и гиперметрии, асинергии, что делает речь недостаточно внятной и искажает ее нормативные просодические характеристики. |
Коррекция статической и динамической атаксии |
Корковая апраксическая постцентральная |
Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария головного мозга, а именно нижних отделов постцентральных полей. |
«Кинестетическая» артикуляторная апраксия. |
Расстройство выбора слогов со смешением прежде всего шумовых признаков слоговых согласных: способа образования, места образования, глухости — звонкости, твердости — мягкости. Эти расстройства непостоянны (мост, пост, бпост, ност; тост и пр.) и зависят от контекста. Даже в тяжелых случаях тот или иной признак воспроизводится неверно далеко не в 100% случаев. Под контролем слуха, зрения и тактильно-кинестетических ощущений больной активно «ищет» слоговые артикуляционные обобщения, что приводит к нарушению плавности речи и ее замедлению. |
Коррекция формирования слоговой структуры слов |
Корковая апраксическаяпремоторная |
Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария головного мозга, аименно нижних отделов премоторных полей. |
«Кинетическая» артикуляторная апраксия |
Распад ритмических слоговых структур слов с превращением их в цепи открытых ударных слогов (бабушка по-бпу-шка; встреча фэ-сэ-тэ-ре-ча и пр.). При этом возрастает напряженность речи и степень ее вокализации; темп речи замедляется, появляются персеверации и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких на глухие, мягких на твердые; стечения согласных нередко упрощаются, а аффрикаты ч' и ц расщепляются (ч' → т' + ш, ц → т + с). |
Коррекция формирования слоговой структуры слов |
Мезэнцефально-диэнцефальная |
Поражения структур лимбико-ретикулярной системы, в первую очередь мезэнцефально-диэнцефальных. |
Нарушения неспецифической активностикорково-подкорковых структур, обеспечивающих двигательную реализацию высказывания. |
Снижение речевой активности имеет 5 условно выделяемых степеней, наиболее тяжелая из них — акинетический мутизмс полной анартрией. По мере развития акинетической анартрии речь становится все более лаконичной, все менее внятной и членораздельной. Эмоциональная стимуляция нормализует речевые возможности больных. |
Коррекция формирования коммуникативной мотивации |
Музыкальный вкус современной молодежи
Изучение музыкальных вкусов среди населения одна из приоритетных задач деятельности культурно-досуговых учреждений. Музыкальные кумиры – кумиры во всем: стиле одежды, стиле прически и даже в стиле жизни. Важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения, потому как эти вкусы формируют личность ...
Система инноваций в организации воспитательной работы в специальной школе -
интернат
Система, согласна словаря Даля - план, порядок расположенья частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо, в последовательном, связном порядке. Гипотеза данного исследования основана на предположении о том, что организация воспитательной работой в специальной (коррекционной) школе – инте ...
Организация практической работы. Осуществление анализа готовых изделий
Цель: развитие самостоятельности при выполнении практической работы. Тщательно продуманное проведение предыдущих этапов урока в значительной мере способствует увеличению самостоятельности учащихся в процессе деятельности и предупреждению ошибок. При выполнении изделия используются следующие вариант ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.