Образование » Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения » Примерный план урока по выразительному чтению

Примерный план урока по выразительному чтению

Страница 1

Основы выразительного чтения закладываются в начальной школе. Учитель-словесник, работающий в средних и старших классах, должен направлять работу учителей начальной школы, оказывать им помощь, проводить специальные уроки по выразительному чтению в начальных классах.

Тема урока: работа над двумя стихотворениями об осени: И. Бунин «Листопад», А. Фет «Ласточки пропали .».

Цель урока: обучение детей умению рисовать словом картины, передавать в чтении подтекст и общаться со слушателями.

План урока:

1. Выполнение упражнений по технике речи.

2. Произношение отдельных предложений с разными намерениями.

3. Разбор и чтение отрывков из стихотворения И. Бунина «Листопад» (на материале отрывка учащихся учатся умению находить и передавать элементы подтекстового содержания).

4. Разбор и чтение стихотворения А. Фета «Ласточки пропали .» (на материале этого стихотворения углубляется умение вникать в подтекстовое содержание и передавать его в устном слове).

Ход урока:

Урок начинается с упражнений по технике речи. Сначала выполняются упражнения по тренировке дыхания, а затем - тренировке дикции. Произношение отдельных предложений с разными намерениями (подтекстами).

На доске пишется предложение:

«Ну, уж и денек был!»

Учитель. Прочитайте это предложение с двумя разными намерениями: а) Вы хотите сказать, что день был очень хороший: стояла теплая погода, весь день светило солнце, вы отдыхали на берегу озера, купались, ловили рыбу. б) Вы хотите сказать, что день был плохой; все время шел дождь, было слякотно, вы не выходили из палаток. «Скука!» Кое-как дождались автобуса и к вечеру уехали домой. «Зря приезжали на озеро».

На доске пишется предложение «Уж наступила осень». Прочитайте это предложение с двумя различными намерениями.

а) Вы радуетесь тому, что наступила осень (нет жары и зноя; в лесу стало красиво: стоят золотые березы и багряные осины; вы пришли в школу, встретились с товарищами, с которыми не виделись целое лето).

б) Вы не рады осени (улетели птицы, вода в речке стала холодная, нельзя купаться, дни стоят пасмурные).

Можно сделать так, чтобы одни ученики произносили предложения в первом варианте, другие во втором, можно и так: чтобы некоторые из учеников произносили каждое предложение в двух вариантах.

Учитель. Сейчас у нас осень. Вы бываете в лесу. Скажите, какие картины вам больше запомнились, показались, красивыми, что вы особенного заметили в лесу?

Ученики. Я видел, как гора пожелтела. Желтая, желтая вся.

- А я заметила: березы стоят золотые, а рядом сосенки зеленые.

- А мы у речки были, вода холодная, а у берега кусты желтые и красные.

- А мне понравилось, как дорога была засыпана листьями.

Учитель. Да, ребята, осенью природа бывает очень красивой. Хорошо, что вы это заметили. А теперь посмотрим, как описывает осень поэт. Разбор и чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад». На листе бумаги вывешен текст.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной .

Учитель. Прочитайте внимательно стихотворение про себя, постарайтесь увидеть в своем воображении картины осени, которые нарисовал поэт (для чтения отводится 2-3 минуты). Мы знаем, что одно и то же предложение, например «Уж наступила осень», можно прочитать с разными намерениями: в одном случае сказать, что осень нам нравится, в другом - не нравится. А можем ли мы прочитать с разными намерениями это стихотворение?

Ученики. Нет, не можем.

Учитель. Почему?

Ученики. А тут же написано, что лес красивый, что в лесу хорошо.

- Красиво кругом . поэтому нравится.

Учитель. Правильно. Мы можем только с одним намерением прочитать стихотворение; картина нам нравится. Так ее нарисовал поэт. По-другому мы читать не можем.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Педагогические условия и уровни формирования толерантности у младших школьников
Согласно данным исследований, провидимых в различных институтах наличие постоянных конфликтов среди школьников отмечают 37% преподавателей; грубость и жестокость по отношению к младшим школьникам со стороны старших школьников отмечают 30% учителей; высокий и выше среднего показатель уровня агрессив ...

Разработка технологии обучения по теме урока
С позиции обучения «технология» обозначает процесс формирования знаний и умений как поэтапное взаимодействие обучаемого и преподавателя с использованием средств обучения по заранее заданной программе. Данная программа раскрывает познавательную деятельность в виде системы познавательных операций и с ...

Характеристика различных методов контроля
Существуют различные системы контроля: устный и письменный опрос, математический диктант, итоговые контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены, повседневные наблюдения за учебной работой учащихся, проверка домашней работы, нетрадиционные формы контроля. Устная проверка Устная проверка организуется ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru