Образование » Логопедический массаж как основной фактор коррекции звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста » Логопедический массаж в практике устранения нарушения звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста

Логопедический массаж в практике устранения нарушения звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста

Страница 3

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.

Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание должно уделяться мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ, а также щек и мягкого нёба. Именно эти мышцы обеспечивают речепроизводство.

Логопедический массаж целесообразно применять по рекомендации врача, который проводит медицинскую диагностику. Медицинское заключение должно содержать указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинетический, атактический, спастико-ригидный). Но даже имея медицинское заключение невропатолога, логопед должен уметь самостоятельно провести обследование состояния мышечного тонуса и строения органов артикуляции.

Известно, что часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, т.е. в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других — гипотония. В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других — стимулирующий.

Логопеду нужно определить состояние тонуса следующих мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса. Это устанавливается в ходе осмотра ребенка путем наблюдения и пальпации.

Далее рассмотрим содержание работы по этапам:

I этап - массаж лица:

Массажные линии на лице имеют определенные направления:

1. От бровей к линии роста волос.

2. От середины лба к вискам.

3. От внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему.

4. От корня носа к височной области.

5. От угла рта к козелкам ушной раковины.

6. От середины подбородка к мочке уха.

7. По передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.

Поглаживание

Начинают с лобной и височной областей. Производят ладонной поверхностью четырех пальцев.

Движение начинают правой ладонью от середины лба в правую сторону к височной области, а левой ладонью в левую сторону. Затем от височной области руки направляются к переносице, встречаются в межбровной области, откуда попеременно производят движения – легкие, поглаживающие, от бровей к линии роста волос.

– Поглаживание круговых мышц глаза. Движение от височной области по нижнему веку к внутреннему углу глаза и далее у начала брови 3–й палец располагается над бровью с мягкой фиксацией, 4–й палец под бровью. Возвращаемся к височной области.

– Поглаживание век производят подушечками 3–4 пальцев так же. По нижнему веку к внутреннему углу глаза и далее по верхнему веку к височной области.

– Поглаживание подглазничной области. Легко, без давления 3–4 пальцы спускаются от спинки носа по скуловой дуге к височным впадинам, где вместе со 2–ми пальцами делают нажим.

– Поглаживание круговой мышцы рта. Производят подушечками 2–3 пальцев поочередно правой и левой руками. Поглаживают мышцы вокруг рта. При этом второй палец над верхней губой, а третий поднижней, соединяются у углов рта. От углов рта движение продолжают к козелкам ушных раковин

– Поглаживание подбородка. Разведенными пальцами захватывают подбородок и верхнюю губу. Вторые пальцы на верхней губе, третьи в подбородочной ямке, 4 и 5 пальцы под подбородком с легким нажимом, затем кисти направляются к мочке уха.

– Поглаживание передней поверхности шеи и подбородка. Производят ладонными поверхностями пальцев обеих рук по передней поверхности шеи до середины подбородка. Захватывают его и фиксируют с легким нажимом.

Вторые пальцы под нижней губой, а 3–4 под подбородком. После этого направление к мочке уха и по боковым поверхностям шеи спускаются. Затем повторяют движение.

Растирание

– Растирание подбородка и круговой мышцы рта производят из–под подбородка спиралеобразными движениями к углам рта, затем от углов рта к подбородочной ямке, по линии углов рта к середине верхней губы. Переходят на крылья носа. От крыльев носа к височным областям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Практическое решение проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждении дополнительного образования саморазвивающийся
Творческое саморазвитие личности имеет множество приемов, факторов и условий, но механизм саморазвития срабатывает и тогда, когда мы ведем внутренний диалог с самим собой, анализируя свои достоинства и недостатки, открываем в себе возможности для самосовершенствования, выходим на новый, более высок ...

Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с ...

Содержание теоретической готовности учителя
Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, как же отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru