После проведения массажа лица проводят пассивную, пассивно–активную, активную мимическую гимнастику.
II этап - массаж языка
Массаж языка при повышенном тонусе в мышцах языка
Сегментарный массаж языка
1 Непосредственно массаж языка производят с использованием 2–х основных приемов (через стерильный бинт):
Поглаживание плоскостное, щипцеобразное, продольное, поперечное, спиралевидное.
Вибрация непрерывистая, стабильная и лабильная, мелкий с малой амплитудой "пальцевой душ".
Заканчивают массаж поглаживанием.
Если ребенок хорошо переносит массаж, вводят разминание, так как при применении разминания на одном сегменте более 6 минут, оно оказывает расслабляющее действие на мышцы. Используют все приемы разминания: продольное, поперечное, сдвигание, растяжение, надавливание, щипцеобразное, зажимают язык между двумя шпателями и протягивают его между ними, прижимают широкий кончик языка к верхним зубам и массируют на зубах. Все приемы чередуются с поглаживанием. Заканчивают массаж поглаживанием языка.
Массаж языка при пониженном тонусе в мышцах языка
При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация.
При гипотонии мышц языка применяют укрепляющий, тонизирущий массаж. Для того, чтобы в работе не мешало избыточное слюноотделение энергично массируют кончиками указательных или больших пальцев выводные протоки слюнных желез. В ротовую полость открываются протоки 3–х пар желез:
Околоушная слюнная железа открывается в преддверие рта на уровне второго (первого) большого коренного зуба верхней челюсти.
Поднижнечелюстная железа – общий проток открывается на возвышении под языком.
Подъязычная железа – общий проток соединяется с протоком поднижнечелюстной.
Для массажа языка используют 3 основных приема:
Поглаживание – (плоскостное, щипцеобразное)
Разминание – (продольное, поперечное, сдвигание)
Вибрация – ("пальцевой душ", "стоккато").
Заканчивают массаж поглаживанием.
Для развития достаточной силы мышц губ и языка используются специальные упражнения с сопротивлением: с применением стерильного бинта и трубочек различного диаметра:
ребенок выкладывает язык на нижнюю губу, логопед захватывает кончик языка через стерильный бинт пальцами и преодолевает попытки ребенка втянуть язык в рот;
ребенок обхватывает трубочку губами и старается ее удержать не смотря на попытки логопеда вытянуть ее изо рта. Начинают с трубочек большого диаметра и постепенно уменьшают диаметр.
После массажа языка проводят артикуляционную гимнастику с максимальным подключением более сохранных анализаторов (слухового, тактильного). Все упражнения ребенок проделывает с открытыми и закрытыми глазами для привлечения внимания к проприоцептивным ощущениям.
III этап - массаж рук
Массаж кисти
Производят поглаживание плоскостное, щипцеобразное, и тыльной поверхности кисти, начиная от кончиков пальцев до средней трети предплечья, затем массируют отдельно каждый палец по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям.
Растирание – по боковой и ладонной поверхности каждого пальца и кисти круговое, прямолинейное, штрихование.
Разминание – щипцеобразное, надавливание, сдвигание, растяжение.
Вибрация – пунктирование, покалачивание, встряхивание, пассивные и активные движения. Массаж предплечья. Производят поглаживание плоскостное, щипцеобразное, глажение.
Растирание – прямолинейное, круговое, спиралевидное, штрихование.
Разминание – продольное, поперечное, надавливание, сдвигание, растяжение.
Вибрация – покалачивание, встряхивание, непрерывистая стабильная и лабильная.
Массаж ладонных поверхностей
Растирание ладоней друг о друга. Ребенок крутит ребристый карандаш между ладонями (всей ладонной поверхностью), между плотно сомкнутыми пальцами обеих рук, между двумя указательными, двумя средними пальцами и т.д. Затем удерживает карандаш по инструкции между двумя указательными, указательными и безымянными, по инструкции меняет расположение пальцев на карандаше.
Затем проводят пальчиковую гимнастику пассивно, пассивно–активно, активно.
Анализ использования календарей наблюдений в ДОУ
Интересным и эффективным средством экологического воспитания дошкольников является использование в работе календарей наблюдений. Рассмотрим, какие календари наблюдений имеются в изучаемой нами группе ДОУ и как правильно организовывать работу детей с календарями. Календарь наблюдений за сезонными яв ...
Организация работы по повышению профессиональной квалификации
педагогов
Анализ существующей в МАДОУ детском саду № 37 "Красная шапочка" системы повышения профессиональной квалификации сотрудников показал её существенные недостатки. Уровень квалификации сотрудников учреждения в настоящее время относительно невысок. В наше время дошкольное образовательное учреж ...
Домашнее обучение и воспитание в начале XIX века
Домашнее обучение было широко распространено в дворянской среде первой половины XIX веке. У мелкопоместных бедных дворян часто не хватало средств на обучение детей в частных платных пансионах или в государственных гимназиях, иногда этому препятствовала и удаленность поместья от городских центров. В ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.