Образование » Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников » Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля

Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля

Страница 1

Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира, москвоведения), так и во внеклассной работе.

Методы и приемы включались в уроки ежедневно. Занятия после уроков, направленные на развитие самоконтроля, позволяли расширить время воздействия на учащихся.

Основными методами и приемами, которые использовались во время проведения опытно-практической работы были:

сверка с написанным образцом;

проверка по инструкции;

взаимопроверка с товарищем;

коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

сочетание коллективной и индивидуальной работы;

выполнение задания по алгоритму;

проверка с помощью сигнальных карточек;

подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалировали контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу.

На уроках русского языка были использованы методы и приемы, направленные на развитие самоконтроля у учащихся, как на этапе чистописания, проверки домашнего задания, объяснения новой темы, так и при выполнении различных упражнений на этапе закрепления.

Фрагмент урока № 1.

Тема: "Распознавание частей речи".

Цель: закрепить умение распознавать различные части речи в тексте.

Этап урока: минутка чистописания.

Учитель: "Ребята, сейчас мы с вами отгадаем загадки, а слова, которые у нас получатся, вы должны будете записать через запятую, обращая внимание на соединения между буквами. Первая загадка:

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец - . (Сосулька).

Следующая загадка:

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает. (Снеговик).

И последняя загадка:

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья. (Вьюга). "

Затем учащимся был предложен образец правильного написания этих слов - один из приемов самоконтроля, по которому учащиеся оценивают свою работу самостоятельно.

Фрагмент урока № 2.

Тема: "Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам".

Цель: познакомить учащихся с изменением частей речи по числам.

Этап урока: изучение нового материала.

Учитель говорит учащимся: "Ребята, давайте составим предложения, в котором бы подлежащее стояло в единственном числе". Учащиеся приводят примеры, наиболее удачный вариант записывается на доске:

Рыжая белка прыгала с ветки на ветку.

"Определите число имени прилагательного и глагола. Теперь давайте переделаем предложение, изменив число имени существительного. Что у нас получилось?

Рыжие белки прыгали с ветки на ветку.

Хорошо, что вы можете сказать теперь о числе имени прилагательного и глагола. У них тоже изменилось число. Значит, изменив число одной части речи, необходимо изменить и число зависящей от нее другой части речи. Давайте теперь прочитаем сведения из учебника и проверим, правильно ли мы рассуждаем".

На этом этапе был использован такой метод развития самоконтроля, как коллективное выполнение задания и коллективная проверка.

Изучая периодическую литературы, нами была обнаружена интересная статья кандидата педагогических наук Галины Геннадьевны Мисаренко о технологии проведения орфографического диктанта. Она предлагает новый подход к организации и проведению такого диктанта.

Орфографический диктант предлагается проводить либо внутри темы, либо после завершения ее изучения и призван осуществлять текущий контроль. Поскольку написание диктанта является определенным видом деятельности, то оно предполагает наличие мотивационного, операционного и контрольного блоков.

Наиболее интересен контрольный блок, так как он является самым слабым во всем процессе написания диктанта. Г.Г. Мисаренко считает, что текст должен быть прочитан школьниками не менее трех раз. В ходе каждого прочитывания внимание сосредотачивается на отдельной языковой области - синтаксисе, грамматике и орфографии. Каждая из них требует своей особенной мозговой организации действий, и все операции, входящие в нее, нужно хорошо отработать. Автор статьи предлагает проводить написание диктанта в несколько этапов: на первом уроке учащиеся пишут диктант и сдают тетради учителя, а через 2-3 дня - тетради вновь раздаются учащимся и они производят проверку.

Нами был проведен диктант подобным образом. Учащимся был продиктован текст, в конце урока тетради были собраны, а через 3 дня были представлены детям для проверки. Предварительно им было объяснено, каким образом должна осуществляться проверка написанного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Анализ системы образования в России
В России в подавляющем большинстве семей нет традиции читать вечерами книги, как в Финляндии. Чтение не является ценностью в нашем государстве. Ценностные и нормативные установки в российских семьях не схожи, поэтому очень сложно прописать единый алгоритм повышения читательской способности россиян. ...

Критерии педагогической оценки
Критерий - (от греч. krition - средство для суждения) - признак на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. В теории познания - признак истинности или ложности положения. Критерии составляют основу оценочной деятельности, они служат ее ориентиром. «Оценивая результа ...

Изучение темы «Тождественные преобразования»
Система основных понятий линии тождественных преобразований чрезвычайно проста. В нее входят всего два понятия : тождество и тождественное преобразование. Развертывание этой системы в обучении не приводит к каким-либо принципиальным осложнениям, независимо от положенных в основу курса концепций. В ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru