Образование » Педагогическая культура семьи, её воспитательный потенциал » Определение особенностей формирования личности и социализации детей в исследуемых семьях

Определение особенностей формирования личности и социализации детей в исследуемых семьях

Страница 3

Отношения с матерью эмоционально теплые, доверительные. Дяде ребенок отводит роль отца в семье, воспринимает его как авторитет, искренне привязан к нему. Теплые доверительные отношения с бабушкой.

Идентификация с отцом затруднена, вследствие конфликта с ним. Самоидентификация соответствует возрасту.

Сравнительный анализ

В преобладающем большинстве семей (90%) родители стараются придерживаться авторитетного стиля воспитания, осознают свою важную роль в становлении личности ребенка. Такой стиль воспитания является предпочтительным, так как ведет к гармоничному формированию личности ребенка. В 10% семей противоречивый стиль воспитания проявляется в формировании у ребенка неуравновешенного характера.

В 80% семей воспитательное влияние представителей прародительской семьи (бабушек, дедушек) очень ослаблено ввиду их отдельного от детей проживания.

В 50 % семей родители стремятся к симбиотическим отношениям с детьми, и в 70% родители не воспринимают своих детей соответственно их возрасту. В таких семьях дети не проявляют самостоятельность, склонны к инфантильности.

В 40 % семей в родительском отношении к детям просматривается авторитаризм, проявляющийся в чрезмерном контролировании детей, требовании безоговорочного послушания и дисциплины, навязывании своей воли.

В таких семьях дети, как правило, проявляют замкнутость, малообщительны, не проявляют инициативу; проявляют скрытое желание отстраниться от родителей, испытывая сильное давление с их стороны.

В 50% семей родители отдают предпочтение образу социальной желательности поведения, заинтересованы в делах и планах своих детей, стараются помогать ребенку, сочувствует ему; высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него; поощряют инициативу и самостоя­тельность ребенка, стараются быть с ним на равных. Родители доверяет ребенку, стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах. В таких семьях дети отличаются общительностью, доброжелательностью. Они успешны в общении со сверстниками. Уважительно относятся к взрослым. Отличаются высокой самооценкой. Проявляют инициативу, активность в общественных мероприятиях. Способны к эмпатии (сопереживанию).

В семьях, где выявлено неравнозначное отношение к детям (предпочтение отдается одному ребенку), отношения между детьми носят, как правило, сопернический характер. Ребенок, которому уделяется больше внимания со стороны родителей, проявляет эгоцентризм, нередко склонность к доминированию. Тот же ребенок, который испытывает дефицит внимания, ласки, проявляет замкнутость, менее общителен, менее успешен, чем другой, такого дефицита не испытывающий.

По результатам тестирования родителей по методике АСВ было выявлено, что приблизительно в половине семей, родители предъявляют недостаточно требований-запретов к детям, и придерживаются минимальных санкций, что проявляется, в свою очередь, во вседозволенности, и позднее в «неуправляемости» ребенка. Ребенок или подросток легко нарушает существующие запреты, зная, что с него никто не спросит; сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков; как правило, не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.

Для исследования проблемы педагогической культуры семьи и её воспитательного потенциала нами была проведена диагностика 10 семей. В исследовании приняли участие 12 родителей и 12 детей.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Методика проведения эксперимента, проба Бурдона
Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы. Продолжительность каждой серии 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К). Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы ...

Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью
Одной из специфических зако­номерностей аномального раз­вития психики являются осо­бые взаимоотношения ребенка с окру­жающей средой, и прежде всего с людьми. Причем при интеллектуальной недостаточности эти взаимоотношения редко бывают благоприятными, что су­щественно затрудняет коррекционную работу ...

Исследование экологических представлений дошкольников по методике «Диагностика экологических знаний дошкольников»
Программа экологического воспитания в детском саду состоит из 10-ти блоков и 18-ти дидактических игр (См. приложение №1). Мы предположили, что занятия по данной программе, с использованием сенсорных эталонов, благотворно влияет на экологическую воспитанность. И провели экспериментальное исследовани ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru