Образование » Психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном учреждении » Эмпирическое исследование профессионально важных качеств воспитателя в дошкольном образовательном учреждении

Эмпирическое исследование профессионально важных качеств воспитателя в дошкольном образовательном учреждении

Страница 4

На основании проделанной работы можно заключить, что результативность труда воспитателя, в значительной степени зависит от его способностей. Во взаимодействие с коллегами, воспитанниками, с родителями своих учеников педагоги вступали и прежде. В настоящее время в период перестройки системы непрерывного образования, когда мы все глубже осознаем, что гуманизация, демократия, сотрудничество и есть пути, ведущие к совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, вопросы взаимодействия педагога и родителей приобретают особую актуальность, требуют повышенного внимания. Изменяются цели, функции, мотивы этого вида взаимодействия. Конечно же, важно помочь родителям приобрести психолого-педагогические знания, которые помогли бы им понять своих детей, оказать им необходимую помощь в этот непростой период жизни. Но не только это побуждает педагогов вступать во взаимодействие с родителями. В процессе общения с родителями учитель и воспитатель могут полнее, глубже узнать своих учеников, их семейную микросреду и на основе этого осуществлять более грамотное руководство развитием детей, при необходимости внести коррективы в свои взаимоотношения с ними.

Поэтому в число наиважнейших субъективных факторов воспитания входит личность воспитателя. Полученные результаты не способны отразить соприкосновения человеческих душ, тончайшие нюансы межличностных отношений, тысячи больших и малых взаимодействий, сопровождающих процесс воспитания. Полученные данные лишь констатирует объективную истину: личность воспитателя - это если не решающее, то, по крайней мере, важнейшее условие эффективного воспитания: практика на каждом шагу подтверждает это заключение.

Роль воспитателя в современном воспитательном процессе состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на себе все воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих воспитательных действий и делает из них правильные выводы:

процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Поэтому личностные качества воспитателя определяет последующее педагогическое воздействие на ребенка должно иметь целостный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Подобный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, предъявляемых к личности воспитателя и требует от него тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками;

процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей детей, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Воспитатель должен знать, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других - самое незначительное;

воспитатель должен понимать достоинства и недостатки различных педагогических систем. Он должен знать, что в пробелах воспитания повинны не только неблагоприятные условия, нерадивые ученики, уклоняющиеся от выполнения воспитательных функций родители. Воспитатели должны признать и свою часть вины в разразившемся кризисе. Низкий уровень профессионализма, родивший авторитарную педагогику, стал главной причиной отчуждения воспитанников от своих воспитателей. Подлинное преобразование педагогических взаимоотношений возможно на основе идей демократизации и гуманизации системы дошкольных и школьных учреждений, на возрождении простых человеческих чувств - заботы о детях, любви и милосердия. Поэтому важная задача нынешнего воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника. Нужно растить ребенка другом, а не стоять ментором над его душой.

воспитатель должен сотрудничать с родителями, т.к. вовлечение родителей в педагогическое сотрудничество, сотворчество - эти мотивы взаимодействия все чаще выступают как ведущие в работе педагогов-мастеров. Общение, опирающееся на эти мотивы, оказывается особенно продуктивным. Однако одними указаниями и требованиями, претензиями, предъявляемыми родителям, невозможно ни обратить их в своих активных союзников, единомышленников, ни вызвать желание к сотрудничеству. Это удается тем воспитателям, кто действует с позиции уважения, доверительности и доброжелательности, стремится ориентироваться не на "усредненного" родителя, а на конкретных - из своей группы, с их культурным и образовательным уровнем, знаниями в области педагогики и психологии, их интересами, способностями.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие публикации:

Цели, задачи, этапы работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением слуха
Рождение ребенка с проблемами в развитии, как отмечалось выше, вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. Этим объясняется необходимость психологической и коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с нарушением слуха. Цели и задачи, решаемые педагогами в процес ...

Понятие технологического образования
Современный научно-технический и социальный прогресс общества кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих условиях резко возрастает преобразовательная деятельность людей по созданию искусственной технической среды на базе научных знаний ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса молодежи
Одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой коллектив мбу кдо «праздник» является создание условий для организации экспериментальной базы развития всей сферы досуга. поэтому, приступая в январе 2010 г. к планированию видов деятельности, мбу дко организовал многоаспектный анализ досуговы ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru