Образование » Психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном учреждении » Эмпирическое исследование профессионально важных качеств воспитателя в дошкольном образовательном учреждении

Эмпирическое исследование профессионально важных качеств воспитателя в дошкольном образовательном учреждении

Страница 3

Проанализировав ответы детей, полученные методами сочинения и "Продолжи предложение", а также учитывая результаты метода ранжирования, можно сделать следующий вывод и оформить его в виде таблицы.

Таблица 3. Результаты по методике "Продолжи предложение"

Показатели

% ответов

1

Доброжелательный

95

2

Терпеливый

83

3

Любит детей

64

4

Справедливый

51

5

Отзывчивый

57

6

Интересно ведет занятия

36

7

Хорошо объясняет занятия

21

8

Много знает

10

9

Требовательный

7

10

Аккуратный

3

Таким образом, из таблицы видно, что наиболее значимым для дошкольника является личностный компонент педагогического авторитета. Это такие качества как доброта, терпеливость, любовь к детям, справедливость. Авторитет воспитателя строится на том, каков он во взаимоотношениях с ребенком. Это можно объяснить тем, что старшие дошкольники ценят в воспитателе, прежде всего, понятные им человеческие качества, а в оценке профессиональных свойств затрудняются. Это связано также с психологией дошкольника. Для них их воспитатель самый лучший. До поступления в детский сад самыми близкими дорогими людьми для ребенка являются его родные. В детском саду ребенок попадает в совершено другую обстановку, с иными требованиями и обязанностями. Воспитатель становится для ребенка основной фигурой в детском саду. Он ему доверяет во всём. Воспитатель становится для ребенка близким человеком, если тот добрый, терпеливый, отзывчивый. И он предъявляет к нему такие же требования, какие он предъявляет к своим близким. Мы думаем, что именно поэтому на первом месте у дошкольников стоит личностный компонент педагогического авторитета.

Методика ""Моя воспитательница"

После обработки результатов и сопоставления рисунков детей мы имеем следующие результаты:

80 % детей показали положительное отношение Е. И.

20 % детей нуждаются в дополнительном обследовании с целью уточнения результата. Негативное отношение к Е.И. дети не показали.

Через 1 неделю ребятам было предложено нарисовать вторую воспитательницу данной группы - Н. А.

Результаты следующие:

50% - детей показали явно положительное отношение

20% - нуждаются в дополнительном обследовании с целью уточнения результата

30 % - негативное отношение к Н. А.

Методика "Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми"

Обработка результатов анкетирования воспитателей показала, что Е.И. в своей работе придерживается демократического стиля воспитания. При демократическом стиле воспитания воспитатель стимулирует самостоятельность ребенка. Дети обсуждают с ним проблемы жизни в детском саду, семье и в результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулирует воспитатель, или оно должно быть им одобрено. Воспитатель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям детей, стремится понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы.

Н.А. свойственен авторитарный стиль воспитания ребенка, основные черты автократического. Но при этом детям позволяет участвовать в обсуждении проблем общественной жизни, вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает воспитатель в соответствии со своими установками.

В практической части работы отражены результаты исследования, которое показало, что демократический стиль в общении с дошкольниками более предпочтителен.90% старших дошкольников показали положительное отношение к Е.И., которая в своей работе придерживается демократического стиля педагогического общения и 50% детей в своих рисунках отразили положительное отношение к Н.А., которой свойственен авторитарный стиль педагогического общения. При демократическом стиле воспитания воспитатель стимулирует самостоятельность ребенка. Дети обсуждают с ним проблемы жизни в детском саду, семье и в результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулирует воспитатель, или оно должно быть им одобрено. Воспитатель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям детей, стремится понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы. Мы выявили две основные особенности: личностную (любовь к детям, любовь к профессии, терпение, доброта, справедливость, ит.п.) и профессиональную (педагогические знания, педагогический такт, стиль взаимодействия и т.п.). И эти компоненты по-разному воспринимаются детьми. Некоторые дети больше обращают внимание на внешний вид учителя, его доброту, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении с ними. Другие же оценивают своих воспитателей сточки зрения особенностей их характера (требовательность, прямота, чуткость и отзывчивость, правдивость по отношению к воспитанникам и т.д.). Исследование показало, что в группе с демократическим стилем воспитания показатели квалифицированности воспитателей выше, чем в коллективе с авторитарным стилем. Это подтверждает выдвинутую гипотезу, что деятельность воспитателя способствует оптимизации стиля педагогического общения, развитию профессиональных качеств педагогов дошкольного образовательного учреждения и всего педагогического коллектива.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Выбор и обоснование критериев результативности технологии обучения латинскому языку
Определение эффективности функционирования технологии обучения для формирования профессионального интереса у учащихся медицинского колледжа, где латинский язык выступает как средство его формирования, связано с разработкой критериев и показателей ее результативности. Разработка и применение критери ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса молодежи
Одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой коллектив мбу кдо «праздник» является создание условий для организации экспериментальной базы развития всей сферы досуга. поэтому, приступая в январе 2010 г. к планированию видов деятельности, мбу дко организовал многоаспектный анализ досуговы ...

Методика и результаты изучения неречевых функций у обследованных детей
Обследование состояния общей моторики. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб: логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед. В стороны, на пояс повторите за педагогом движения за исключением одного, ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru