Образование » Успеваемость и коммуникативно-организаторские способности студентов ВУЗа » Теоретическое обоснование тренинговой программы, направленной на развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов ВУЗа

Теоретическое обоснование тренинговой программы, направленной на развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов ВУЗа

Страница 5

Целью эмпирического исследования являлось изучение и установление взаимосвязи между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ, составление, реализация и оценка эффективности тренинговой программы.

Были поставлены следующие задачи исследования:

- провести методики на выявление уровня развития коммуникативно – организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;

- изучить успеваемость студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;

- установить взаимосвязь успеваемости и коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;

- составить и реализовать тренинговую программу, направленную на развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;

- оценить эффективность проведенной работы.

В процессе исследования использованы следующие методики: Методика «Тест коммуникативных умений» и Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей.

В исследовании принимали участие студенты психолого-педагогического и юридического факультетов Горно-Алтайского государственного университета в количестве 40 человек.

По итогам исследования получены следующие результаты.

Выдвинутая гипотеза, что существует взаимосвязь между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов и целенаправленно организованная работа по развитию коммуникативно-организаторской сферы студентов в процессе обучения может оказать позитивное влияние на успеваемость студентов и совершенствование профессионально важных качеств будущего специалиста, нашла свое подтверждение.

Чем выше показатель коммуникативно-организаторских способностей, тем выше показатель успешности в учебе. Можно сделать вывод, что неуспешные студенты более робкие, неуверенные в общение, с трудом устанавливают контакт, редко выступают инициаторами в общении и поддерживают разговор, с трудом выходят из различных конфликтных ситуаций общения, чаще испытывают трудности в процессе межличностной и деловой коммуникации. Студенты с низкой успеваемостью чаще всего занимают пассивную позицию в общении. Для таких студентов характерен подчиненный тип отношений со сверстниками, что в конечном итоге отражается на их групповом статусе (значение по Н - критерию Крускала-Уоллиса p = 0,0043).

В результате апробирования тренинговой программы, направленной на развитие коммуникативно-организаторских способностей у студентов ВУЗа, получены следующие результаты.

После проведенной работы можно отметить, что межличностные отношения в группе достаточно хорошо развиты. Уровень групповой сплоченности высокий. Это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе. Группа характеризуется взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Каждый член группе чувствует уважение со стороны других, чувствует собственную значимость, готов к сотрудничеству, взаимопомощи и поддержке. Члены группы готовы к достижению общегрупповых целей и продуктивной групповой деятельности. Ранее существующие межличностные контакты укрепились, замечено появление новых межличностных контактов.

Следовательно, можно сказать, что проведенная развивающая работа способствовала увеличению межличностных отношений в группе.

Студенты с низким уровнем коммуникативно-организаторских способностей до реализации программы чувствуют себя полноценными членами коллектива и принадлежность группе. Это объясняется, скорее всего, тем, что группа стала более равная, студенты стали более общительными и раскрепощенными. Данные показывают, что студенты стали более эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес.

Можно говорить о повышении уровня коммуникативно-организаторских способностей. Если успеваемость студента прямо пропорционально зависит от их КОС, то повышение КОС, может способствовать оптимизации процесса обучения, а именно - успеваемость студента и КОС имеют сложную дифференцированную зависимость, которая определяется профессиональным самоопределением, включающим в себя мотивы обучения и выбор профессии; а также степенью принятия студентом ответственности за процесс и результат обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов может способствовать повышению успеваемости студентов, становлению и развитию личности студента как будущего профессионала.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие публикации:

Динамика творческих показателей дошкольников при использовании непредметного рисования
В таблицах 3.2 приведены исходные показатели и исходные результаты тестирования дошкольников в экспериментальной группе. Таблица 3.2. Результаты исходного тестирования показателей сформированности творчества дошкольников в экспериментальной группе. № п/п Испытуемые Индекс оригинальности (по П. Торр ...

Методика проведения эксперимента, проба Бурдона
Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы. Продолжительность каждой серии 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К). Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы ...

Проблема формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных учебных заведений
Проблема интереса в обучении не нова. Педагогическая действительность свидетельствует о том, что это – не дань моде, не увлечение времени, а жизненно важная, имеющая объективную сущностную основу проблема. В самых разнообразных её трактовках в классической педагогике главную функцию интереса часто ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru