Целью эмпирического исследования являлось изучение и установление взаимосвязи между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ, составление, реализация и оценка эффективности тренинговой программы.
Были поставлены следующие задачи исследования:
- провести методики на выявление уровня развития коммуникативно – организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;
- изучить успеваемость студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;
- установить взаимосвязь успеваемости и коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;
- составить и реализовать тренинговую программу, направленную на развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;
- оценить эффективность проведенной работы.
В процессе исследования использованы следующие методики: Методика «Тест коммуникативных умений» и Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей.
В исследовании принимали участие студенты психолого-педагогического и юридического факультетов Горно-Алтайского государственного университета в количестве 40 человек.
По итогам исследования получены следующие результаты.
Выдвинутая гипотеза, что существует взаимосвязь между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов и целенаправленно организованная работа по развитию коммуникативно-организаторской сферы студентов в процессе обучения может оказать позитивное влияние на успеваемость студентов и совершенствование профессионально важных качеств будущего специалиста, нашла свое подтверждение.
Чем выше показатель коммуникативно-организаторских способностей, тем выше показатель успешности в учебе. Можно сделать вывод, что неуспешные студенты более робкие, неуверенные в общение, с трудом устанавливают контакт, редко выступают инициаторами в общении и поддерживают разговор, с трудом выходят из различных конфликтных ситуаций общения, чаще испытывают трудности в процессе межличностной и деловой коммуникации. Студенты с низкой успеваемостью чаще всего занимают пассивную позицию в общении. Для таких студентов характерен подчиненный тип отношений со сверстниками, что в конечном итоге отражается на их групповом статусе (значение по Н - критерию Крускала-Уоллиса p = 0,0043).
В результате апробирования тренинговой программы, направленной на развитие коммуникативно-организаторских способностей у студентов ВУЗа, получены следующие результаты.
После проведенной работы можно отметить, что межличностные отношения в группе достаточно хорошо развиты. Уровень групповой сплоченности высокий. Это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе. Группа характеризуется взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Каждый член группе чувствует уважение со стороны других, чувствует собственную значимость, готов к сотрудничеству, взаимопомощи и поддержке. Члены группы готовы к достижению общегрупповых целей и продуктивной групповой деятельности. Ранее существующие межличностные контакты укрепились, замечено появление новых межличностных контактов.
Следовательно, можно сказать, что проведенная развивающая работа способствовала увеличению межличностных отношений в группе.
Студенты с низким уровнем коммуникативно-организаторских способностей до реализации программы чувствуют себя полноценными членами коллектива и принадлежность группе. Это объясняется, скорее всего, тем, что группа стала более равная, студенты стали более общительными и раскрепощенными. Данные показывают, что студенты стали более эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес.
Можно говорить о повышении уровня коммуникативно-организаторских способностей. Если успеваемость студента прямо пропорционально зависит от их КОС, то повышение КОС, может способствовать оптимизации процесса обучения, а именно - успеваемость студента и КОС имеют сложную дифференцированную зависимость, которая определяется профессиональным самоопределением, включающим в себя мотивы обучения и выбор профессии; а также степенью принятия студентом ответственности за процесс и результат обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов может способствовать повышению успеваемости студентов, становлению и развитию личности студента как будущего профессионала.
Выявление уровня знаний по математике у учащихся испытуемого
класса
Исследование проводилось на базе 3 «А» класса СШ№43 г. Могилева. В эксперименте принимало участие 19 учеников. Для достижения поставленных целей, исследование проводилось в несколько этапов: Проведение входного теста для получения сведений об исходном уровне знаний учащихся. Использование разноуров ...
Проведение экскурсии
Вопросы биологии в трудах К.Э. Циолковского (тезисно из статьи «Пророк в своем Отечестве»). Проблемы космической медицины и биологии, философские проблемы освоения космоса, самозарождение жизни, биомеханика и др. В 30-е годы в связи с развитием высотной авиации и овладением стратосферой в СССР нача ...
Организация и методы экспериментального исследования успеваемости и
коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического
и юридического факультетов
Цель исследования: изучение и установление взаимосвязи между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ, составление, реализация и оценка эффективности тренинговой программы. Задачи исследования: - провести мет ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.