Образование » Успеваемость и коммуникативно-организаторские способности студентов ВУЗа » Теоретическое обоснование тренинговой программы, направленной на развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов ВУЗа

Теоретическое обоснование тренинговой программы, направленной на развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов ВУЗа

Страница 5

Целью эмпирического исследования являлось изучение и установление взаимосвязи между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ, составление, реализация и оценка эффективности тренинговой программы.

Были поставлены следующие задачи исследования:

- провести методики на выявление уровня развития коммуникативно – организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;

- изучить успеваемость студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;

- установить взаимосвязь успеваемости и коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;

- составить и реализовать тренинговую программу, направленную на развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ;

- оценить эффективность проведенной работы.

В процессе исследования использованы следующие методики: Методика «Тест коммуникативных умений» и Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей.

В исследовании принимали участие студенты психолого-педагогического и юридического факультетов Горно-Алтайского государственного университета в количестве 40 человек.

По итогам исследования получены следующие результаты.

Выдвинутая гипотеза, что существует взаимосвязь между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов и целенаправленно организованная работа по развитию коммуникативно-организаторской сферы студентов в процессе обучения может оказать позитивное влияние на успеваемость студентов и совершенствование профессионально важных качеств будущего специалиста, нашла свое подтверждение.

Чем выше показатель коммуникативно-организаторских способностей, тем выше показатель успешности в учебе. Можно сделать вывод, что неуспешные студенты более робкие, неуверенные в общение, с трудом устанавливают контакт, редко выступают инициаторами в общении и поддерживают разговор, с трудом выходят из различных конфликтных ситуаций общения, чаще испытывают трудности в процессе межличностной и деловой коммуникации. Студенты с низкой успеваемостью чаще всего занимают пассивную позицию в общении. Для таких студентов характерен подчиненный тип отношений со сверстниками, что в конечном итоге отражается на их групповом статусе (значение по Н - критерию Крускала-Уоллиса p = 0,0043).

В результате апробирования тренинговой программы, направленной на развитие коммуникативно-организаторских способностей у студентов ВУЗа, получены следующие результаты.

После проведенной работы можно отметить, что межличностные отношения в группе достаточно хорошо развиты. Уровень групповой сплоченности высокий. Это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе. Группа характеризуется взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Каждый член группе чувствует уважение со стороны других, чувствует собственную значимость, готов к сотрудничеству, взаимопомощи и поддержке. Члены группы готовы к достижению общегрупповых целей и продуктивной групповой деятельности. Ранее существующие межличностные контакты укрепились, замечено появление новых межличностных контактов.

Следовательно, можно сказать, что проведенная развивающая работа способствовала увеличению межличностных отношений в группе.

Студенты с низким уровнем коммуникативно-организаторских способностей до реализации программы чувствуют себя полноценными членами коллектива и принадлежность группе. Это объясняется, скорее всего, тем, что группа стала более равная, студенты стали более общительными и раскрепощенными. Данные показывают, что студенты стали более эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес.

Можно говорить о повышении уровня коммуникативно-организаторских способностей. Если успеваемость студента прямо пропорционально зависит от их КОС, то повышение КОС, может способствовать оптимизации процесса обучения, а именно - успеваемость студента и КОС имеют сложную дифференцированную зависимость, которая определяется профессиональным самоопределением, включающим в себя мотивы обучения и выбор профессии; а также степенью принятия студентом ответственности за процесс и результат обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов может способствовать повышению успеваемости студентов, становлению и развитию личности студента как будущего профессионала.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие публикации:

Творческая биография Агнии Барто
Барто Агния Львовна (1906-1981), известная детская писательница. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии. В годы учебы, испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала пис ...

Понятие культуры поведения и её компоненты
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих п ...

Понятие общего недоразвития речи в историческом и современном аспектах
В специальной отечественной и зарубежной литературе неоднократно отмечалось, что у значительной части детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения от нормы в речевом развитии. Об этом говорится в работах Р.М. Босксис, Л.С. Волковой, В.К.Воробьевой, К.М. Гриншпуна, Н.С. Жуковой, Г.А. Каше, ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru