Образование » Успеваемость и коммуникативно-организаторские способности студентов ВУЗа » Теоретическое обоснование тренинговой программы, направленной на развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов ВУЗа

Теоретическое обоснование тренинговой программы, направленной на развитие коммуникативно-организаторских способностей студентов ВУЗа

Страница 3

Для подтверждения второй гипотезы: целенаправленно организованная работа по развитию коммуникативно-организаторской сферы студентов в процессе обучения может оказать позитивное влияние на успеваемость студентов и совершенствование профессионально важных качеств будущего специалиста, была проведена тренинговая программа с испытуемыми, получившие низкий и средние баллы по методикам КОС и тесту коммуникативных способностей всего 34 человека.

Для определения эффективности тренинговой программы, была проведена контрольная диагностика. В ходе формирующего эксперимента, мы определили показатели сферы КОС:

1). Особенности восприятия (эмоционального, рационального, поведенческого) другого человека:

а) эгоцентрическое либо антиэгоцентрическое восприятие других людей, (восприятие других людей в их самоценности);

б) одностороннее либо многостороннее восприятие другого человека.

2). Способность соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей.

3). Уровень осознания сферы отношения с другими.

После проведения тренинга, выявили, что в группе достаточно хорошо развиты межличностные отношения. Студенты стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить. Лидеры умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлекают к себе их симпатии. Следует отметить, что студенты с ранее низким уровнем коммуникативно-организаторских склонностей с желанием идут на контакт, чаще являются инициаторами общения, проявляют желание участвовать в жизни группы, воспринимают общение как ценность, не испытывают страх во время выступлений перед коллективом, отмечено укрепление дружеских взаимоотношений.

Следовательно, можно говорить о хорошем развитии уровня КОС в группе.

Результаты по методике выявления коммуникативных и организаторских склонностей показали, что группа характеризуется высоким уровнем развития групповой сплоченности.

Это символизирует высокий уровень взаимоотношения между людьми, основанный на моральной поддержке, товариществе, взаимопомощи. Каждый член такой группы чувствует искреннее уважение к себе, с ним считаются, у него есть возможность проявить свои способности.

В такой группе есть общепринятые групповые нормы морали, нормы поведения и отношения друг к другу.

Рисунок 3 - Уровень КОС у студентов до и после тренинга

Для большинства студентов характерна чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, великодушие, интерес к людям.

Данные показывают, что большинство студентов проявляют искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели.

Также проявляется потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. Студенты стремятся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими.

Результаты по методике «Тест коммуникативных умений»

После проведения развивающей работы в группе произошли изменения в особенностях межличностного взаимодействия.

Представим результаты в виде гистограммы:

Рисунок 4 - Уровень коммуникативных умений у студентов до и после тренинга

Как видно из гистограммы, произошли существенные изменения в особенностях коммуникативных способностей, высокий уровень повысился на 25%, увеличилось число лидеров и предпочитаемых.

Следовательно, можем подчеркнуть, что проведенная развивающая работа способствовала увеличению межличностных отношений в группе. Это объясняется, скорее всего, тем, что группа стала более равная, студенты стали более общительными и раскрепощенными.

При математической обработке полученных данных с помощью статистических методов, были обнаружены следующие достоверные различия: преобладание типичных сдвигов является значимым.

Таблица 3 - Результаты математической обработки данных по Т-критерию

Количество

Т

Z

p-level

Коммуникативно-организаторские способности

34

0,4356

0,3543

0,2436

Коммуникативные умения

34

0,2354

0,24351

0,3254

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Функции оценки
Оценка, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции. Функция - работа, производимая тем или иным органом обязанность, подлежащая исполнению. Функции оценка – это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно – сопоставительные действия оценивающего. В ...

Методические рекомендации по использованию дистанционных технологий на уроках информатики
В практике педагога-предметника могут быть использованы Интернет-ресурсы разного типа. На основе результатов проведенного анализа Интернет-ресурсов, можно выделить следующие группы образовательные Интернет-ресурсов : 1. Информационные Интернет-ресурсы, среди которых: • интерактивные (1 уровень инте ...

Методика использования игр как средства экологического образования дошкольников
Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельн ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru