На этапе от 2 до 3 лет продолжается дальнейшая дифференциация движений ног, что способствует совершенствованию пяточно-пальцевого навыка ходьбы. Но по мере его автоматизации ребенку уже не требуется широко расставлять ноги для сохранения равновесия, и он может использовать достаточно узкую базу для шага. Это, в свою очередь, ведет к улучшению координации движений при ходьбе. Однако, ребенок еще испытывает некоторые трудности при быстрых поворотах тела, потому что вес тела еще неравномерно распределяется на различные отделы стоп. Вместе с тем у ребенка уже имеется достаточная устойчивость при переносе веса тела с одной ноги на другую, что позволяет ему совершенствовать подъем и спуск с лестницы. Развитие равновесия приводит к тому, что ребенок уже может стоять на одной ноге короткий промежуток времени. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность ударов ногой по мячу без предварительного показа способа этого движения.
Способность перемещать центр тяжести тела и сохранять при этом устойчивость дает ребенку возможность освоить новый способ движения — перешагивание через низкие предметы.
Развитие подвижности и равновесия создает основу для совершенствования бега. Но ребенок еще не может спрыгнуть со ступеньки, так как у него еще не сформировалась двусторонняя координация движений ног, когда обе ноги должны выполнять одновременно одно и то же движение. Ребенок этого возраста пока может прыгать только держась за перила и выбрасывая одну ногу вперед.
На этом этапе развивается манипулирование мелкими предметами. Так, ребенок свободно переворачивает страницы книг, кладет мелкие предметы в узкие отверстия. Также совершенствуется действие захвата карандаша: ладонный захват видоизменяется на захват кончиками пальцев. К концу раннего возраста способ захвата карандаша будет приближаться к способу, применяемом взрослым. Такой способ хватания облегчает произвольные движения в лучезапястном суставе, которые становятся более изолированными от остальной части руки.
В 2,5 года ребенок в состоянии приспособить двигательные навыки к различным условиям. Это видно, например, когда он, играя, ходит на пальчиках, переступает одновременно через два предмета, расположенных на полу, или идет по узкой доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, другую на пол, и т. д. При спуске с лестницы он попеременно выносит вперед одну и другую ногу и спускается довольно легко с поддержкой за перила.
Развитие дифференцируемых и контролируемых движений в лучезапястном суставе определяет возможность различных двусторонних движений обеими руками. Увеличение силы мышц пальцев рук позволяет ребенку в игре пользоваться защепками для белья. Ребенок также уже может резать ножницами, если ему помочь надеть ножницы на пальцы.
К концу третьего года жизни у ребенка достаточно развита координация движений. Это проявляется как в совершенствовании ходьбы, так и в других видах деятельности. Например, ребенок может лазать по шведской стенке, кататься на небольшом трехколесном велосипеде. Он уже может произвольно начать и прекратить движение, обойти препятствие, резко повернуться, чтобы обежать препятствие. При ходьбе вверх по лестнице он ставит попеременно ноги на каждую ступеньку и сохраняет равновесие без поддержки за перила. Однако при спуске с лестницы без поддержки он еще идет приставным шагом.
В игре трехлетнего ребенка отчетливо наблюдается преобладание одной ведущей руки; большинство действий он начинает этой рукой, а другую использует для поддержки предметов, которыми манипулирует.
Описание системы работы, направленной на развитие навыка
самоконтроля
Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира, москвоведения), так и во внеклассной работе. Методы ...
Гуманизация образования
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности быти ...
Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов
Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения выполнению разметки, рубки, резания и других трудовых операций. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, я исхожу из единых требований и руководствуюсь рядом общих дидактических положений. Так, при подг ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.