Образование » Личностно-ориентированное обучение истории в школе » Использование технологий личностно-ориентированного обучения

Использование технологий личностно-ориентированного обучения

Страница 3

Практические средства

.

В основе нового понимания практических средств обучения истории - историческая игра. Именно в игре возможна апробация учениками накопленных ими знаний. Игры подразделяются на образные, аналитические и игры практического соучастия.

Образные монологические игры – это такая организация исторического материала, с помощью которой учитель монологически строит игровой исторический образ, демонстрирует возможную модель соучастия современного человека в развитии исторического явления или события.

Аналитические игры – это такая совокупность игровых средств, с помощью которой осуществляется анализ исторических образов-представлений, созданных монологическими играми. Важнейшим результатом аналитических игр является развитие исторического операционного мышления. В условиях исторических игр учащиеся в процессе «мозгового штурма» быстрее вспоминают исторические явления, термины и понятия.

Методы исторического образования призваны создавать такие условия, в которых осуществляется саморазвитие детского сознания на уровне открытия высших духовных состояний, на уровне существенных состояний понимания содержания предмета, на уровне непосредственных практических образовательных действий. Каждому уровню соответствует своя система методов или условий.

Методы обучения – это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Существуют различные основы для классификации методов. М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер выделяют методы с учетом уровней познавательной деятельности ученика. Скаткин выделил методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский. Лернер: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

Классификация методов по источникам приобретения знаний, разработанная А. А. Вагиным и П. В. Гора, включает в себя, прежде всего, словесные и наглядные методы. При всех методах обучения используется слово, но в чистом виде – только при словесном методе. В других методах слово используется вместе с соответствующими средствами обучения – с письменными источниками, учебными и наглядными пособиями.

Большое значение в личностно-ориентированном обучении играют образные методы. По своему содержанию они символичны, то есть, обращены к пробуждению, поддержке и идентификации детской духовности в самостоятельном творческом действии. Определение этого метода в качестве особой структуры лишь подчеркивает открытие нового символического пространства в истории. Главное – это объединить урок творческим пафосом эпохальности. Образный метод следует понимать как средство, как условие, раскрывающее глубинное «Я» детского сознания. Суть структуры состоит только в том, что актуализируются стихийные духовно-символичные впечатления. С помощью содержательных исторических структур это впечатление переводится к самостоятельному творческому самовыражению.

Занятия с учащимися имеют различные формы и виды. Это могут быть уроки, консультации, зачеты, семинары и конференции, учебные экскурсии. В практике обучения истории проводят уроки, сходные по каким-либо признакам. Выбирая тип урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Тип урока также зависит от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других факторов.

Многообразие форм проведения урока – одно из условий развития у учащихся интереса к истории как предмету, повышения качества обучения.

Форма урока – понятие, отражающее основной способ подачи материала, метод. Из традиционных форм учебных занятий особой популярностью пользуются лабораторные работы и практикумы. Лабораторное занятие – это такая форма урока, когда учащиеся должны работать с историческими текстами. В итоге лабораторной работы должен быть получен определенный результат. Иная форма – практическое занятие. Главное на нем – выполнение практических работ. Например, работа с контурными картами. К нетрадиционным урокам относятся игровые, дискуссионные, оценочные уроки.

Система новых типов личностно-ориентированных уроков возникает как некоторая совокупность образовательных условий, которые нацелены на пробуждающиеся тенденции детского сознания в форме конструктов, моделей, смысловых переживаний и проектов. Путь личностно-ориентированной технологии урока состоит в том, чтобы в предметном мир ребенок мог реализовать свое внутреннее «Я».

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Психолого-педагогические основы обучения письму в младших классах в школе для детей с ТНР
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки письма и чтения. Психофизиологической основой письма – взаимобусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного, моторного анализаторов. ...

Примеры разработанных игр для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях по экономике деловая игра "аукцион с последующей распродажей"
Цель игры - ознакомить участников с содержанием и порядком проведения аукциона; формированием аукционных цен, тактикой поведения покупателя в условиях аукционного торга. Одновременно в ходе игры отрабатываются элементы использования банковского кредита и оценки рентабельности предпринимательской оп ...

Педагогическая мысль в трудах отечественных педагогов в России в начале XIX века
В статье "Литературные мечтания" (1834г.) уделяется много внимания проблемам народного просвещения, подчеркивается, что в стране царит поголовная неграмотность крестьян и это не способствует развитию литературы, а значит, нет условий для социального прогресса. "Надобно, чтобы у нас п ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru