Цель изучения специальной технологии – дать учащимся знания научных основ техники и технологии производства в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессиями.
При изложении учебного материала преподаватель специальной технологии должен увязывать его с учебным материалом общеобразовательных и общетехнических предметов, избегая дублирования и перегрузки учащихся изучением второстепенных вопросов, рационально регламентировать глубину раскрытия учебного материала. Каждая тема программы должна иметь свое завершающее практическое закрепление на уроках производственного обучения.
Конкретные виды и способы межпредметных связей преподаватели должны отражать в перспективных тематических планах и планах уроков.
При изучении основных тем программы специальной технологии должны находить отражение вопросы современной техники и технологии производства, безопасности труда, научной его организации и конкретной экономики.
В процессе преподавания специальной технологии изучение учебного материала необходимо тесно увязывать с разъяснением основных вопросов, касающихся профессии, обращая при этом внимание учащихся на укрепление и развитие материально-технической базы, роста производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное и пропорциональное развитие народного хозяйства. Важно раскрыть перед учащимися значение данной отрасли для народного хозяйства.
В процессе изучения учебного материала программы спецтехнологии следует систематически привлекать учащихся к самостоятельной работе с научно-технической литературой и технологической документацией, практиковать проведение лекционных занятий и семинаров, расширять перечень упражнений, лабораторно-практических работ и работ расчетного характера с учетом объема материала и специфики базового предприятия.
Профессионально-технические учебные заведения призваны заложить основы высокопроизводительного труда, дать учащимся возможность развивать свои творческие способности и овладевать передовыми приемами работы.
Проанализировав литературу и опыт работы преподавателей и мастеров производственного обучения мы можем предложить следующиеметодические рекомендации по повышению эффективности формирования знаний, умений и навыков у учащихся:
прививать любовь учащихся к выбранной профессии и тем самым заинтересовывать их учебными занятиями;
прививать учащимся необходимые знания для применения их в дальнейшем на практике;
выбирать темп изучения материала в зависимости от теоретической подготовки, личного опыта и индивидуальных особенностей независимо от деятельности других учащихся группы;
в процессе всего периода обучения при необходимости требуется вернуться к любой части учебно-инструктивного материала;
своевременное обнаружение отклонений, ошибок в учебной работе и внесение поправок в действиях учащихся.
Для содержания специальных предметов характерно сочетание материала прикладного, фактического и материала, имеющего явно выраженный теоретический характер. Сочетание теории и фактов в содержании специальных предметов зависит от уровня организации, техники и технологии производства в отрасли, что определяет характер и содержание труда рабочих соответствующих профессий.
В процессе изучения специальной технологии у учащихся наряду с усвоением значительного объема знаний должны быть сформированы развитые умения применять их в разнообразных учебных и производственных условиях. Все это требует комплексного применения различных методик и приемов обучения.
При изучении тем программы специальной технологии необходимо широко использовать различные виды натуральной и схематической наглядности, в комплексе применять различные технические средства обучения, в частности тренажеры, технические видеофильмы, электрифицированные схемы.
Большое количество расчетных и конструкторских задач, задач по проектированию технологических процессов, принятию решений в конкретных производственных ситуациях, составлению различных технологических схем и других задач сугубо прикладного характера создает определенную «естественную» проблемность учебного материала. Это предоставляет большие возможности для организации проблемного изучения материала на основе решения реальных производственных проблем.
Специфическая особенность специальных предметов в том, что в их содержании широко представлен материал, требующий проведения исследований или проверки качественных и количественных зависимостей, закономерностей изучаемых процессов, явлений, технических средств, свойств материалов, а также практического изучения устройства, способов обслуживания, наладки, диагностики неисправностей, регулировки машин, механизмов, аппаратов, приборов, изучения устройства и способов пользования контрольно-измерительными средствами и т. п. Наличие такого материала требует проведения лабораторно-практических работ как исследовательского, так и иллюстративного характера, а также практических работ, в ходе которых учащиеся не только изучают устройство и работу различного оборудования, но и овладевают определенными практическими умениями. Важная особенность содержания специальных предметов – связь с производственным обучением. Фактически специальные предметы и производственное обучение представляют две стороны теоретическую и практическую единого цикла специальной подготовки квалифицированного рабочего.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство
реализации компетентностного подхода при обучении химии в основной школе
Одним из самых эффективных методов формирования и развития ключевых компетентностей учащихся является проектная деятельность, как образовательная технология совокупности исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов организации учебного процесса. Под проектной деятельностью понимает ...
Технология конструирования пед.процесса. Планирование как результат
конструктивной деят-ти педагога
Одним из решающих усовий успеха пед.процесса яв-ся структурирование, вкл.в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деят-ти. На этих этапах можно выделить осн.виды деят-ти педагога, направленные на конструирование седержания, средств и программ действий. Соответственно, т ...
Методика использования игр как средства экологического образования дошкольников
Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельн ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.