Обучение учащихся выразительному чтению, т. е. умению произносить вслух текст литературных произведений, имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило перед школой общество.
Выразительное чтение вошло в практику русской школы и в систему воспитания во второй половине XVII в. одновременно с развитием силлабического стихосложения. Оно было связано с театральным искусством.
Основные методики чтения разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни », и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».
Ушинский различает два вида выразительного чтения: «одно исключительно посвященное логическому развитию, другое - чтению плавному и изящному». Первым читаются деловые статьи, вторым - художественные произведения. «Для плавного чтения я бы советовал преподавателю сначала рассказать содержание избранной статьи, потом самому прочесть эту статью вслух и уже тогда заставлять учеников несколько раз читать вслух рассказанное и прочитанное».
Ушинский рекомендует обучать детей выразительному чтению путем подражания учителю. Кроме индивидуального чтения, рекомендуется хоровое. «Если учитель не умеет петь, пусть приучит детей произносить целым классом какие-нибудь молитвы, стихотворения, пословицы: это может заменить отчасти пение как средство, освежающее утомленный и расстроившийся класс».
Хоровые упражнения положительно влияют на исправление ряда недостатков речи (скороговорка, крикливость, вялость и т. п.»).
Надо сказать, что применять хоровые упражнения только для отработки техники и логики речи практически невозможно: сами упражнения включают эмоциональную и образную выразительность.
Хоровое чтение в школе часто наносит очень существенный вред, способствует выработке того унылого монотона, который становится для многих школьников привычным. Чтобы этого избежать, необходимо наблюдать за правильностью и выразительностью хорового чтения. Обычные пороки чтения, создающие его монотонность, отсутствие логических центров (ударений), когда все слова произносятся с одинаковым акцентом и в затянутом темпе, который влечет за собой протяженность произнесения гласных. Если произносится стихотворный текст, то часто дети скандируют, т. е. делают слишком длительные межстиховые паузы и ставят ударения на последних, рифмующихся словах. Все эти недостатки, которые дети усваивают в процессе многоголосого чтения, при обучении выразительному чтению приходится преодолевать.
Выразительное же хоровое чтение оказывает существенное положительное влияние на выразительность индивидуального чтения и культуру речи учащихся.
На чем основывают свое отрицательное отношение к хоровому чтению некоторые методисты? Т. Ф. Завадская объясняет: «Следует сказать, что в настоящее время многие учителя и методисты, строящие обучение выразительному чтению на положениях К. С. Станиславского, отрицательно относятся к этому виду занятий (многоголосому чтению), так как увлечение «музыкальным богатством» хорового исполнения часто приводит к чисто формальным приемам работы, когда основное внимание учителя направляется на «оркестровку» детских голосов в ущерб выявлению идейно-художественного содержания текста; внимание же школьников во время чтения сосредоточивается не на мыслях и образах произведения, а на том, чтобы своевременно вступить в хор, произнести слова текста с определенной силой звука и в определенной тессти-туре».
Значение интонации, повышения и понижения голоса при обучении выразительному
чтению
Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Интонационные речевые средства выбираются в зависимости от задачи чтения. Интонация – это с ...
Школьник как субъект и объект педагогической диагностики
Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная природа психики приводит к тому, что существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатывают ...
История возникновения фитбол-гимнастики
Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века. Его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. А уже в 80-х годах ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппара ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.