Данная работа посвящена проблематике личностно-ориентированного развивающего обучения. Рассматриваются не только особенности данного обучения, но и его специфика. На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Новые типы и виды учебных учреждений предоставляют значительные возможности в работе педагогов. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.
В настоящее время всё больше ведущие педагоги и психологи придерживаются этой точки зрения. Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческой творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования.
Исследования в области технологии личностно-ориентированного обучения проводили такие ученые как Г. Г. Кравцова, Т. А. Матис, Ю. А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская.
Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не менее, пока еще нет обобщающих научно-педагогических работ, целостно раскрывающих процесс использования технологии личностно-ориентированного обучения. Социальная значимость развития учащихся и анализ состояния научной разработанности этого процесса обусловили выбор проблемы данного исследования, которая заключается в определении способов использования технологий личностно-ориентированного обучения истории в условиях общеобразовательной школы.
Одна из основных задач обучения истории и воспитания историей – формирование нравственности и социальной активности людей. Раскрытие роли личности представляет собой путь осознания исторической миссии человека, его места в сегодняшнем и завтрашнем мире. Перестройка обучения в современной школе связана с реализацией принципа гуманизации, который закреплен как один из главных в законодательстве об образовании.
Объект данного исследования – историческое образование.
Предмет исследования – основные концепции личностно-ориентированного обучения, особенности личностно-ориентированного урока истории, его организация.
Цель исследования – выявление условий применения технологии личностно-ориентированного обучения истории в условиях современной общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования были реализованы следующие задачи:
1) изучены концептуальные основы различных подходов к исследованию технологии личностно-ориентированного обучения истории;
2) выделены особенности технологии личностно-ориентированного обучения истории в школе;
3) выявлены и обоснованы условия, обеспечивающие применение технологии личностно-ориентированного обучения истории в условиях современной общеобразовательной школы.
Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется учителями истории в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно-ориентированного развивающего обучения.
Подвижник педагогики Песталоцци
Педагогический мир отмечает в 1996 г. 250-летие со дня рождения выдающегося швейцарского педагога Иоанна Генриха Песталоцци. Его жизнь и судьба вошли в летопись педагогических исканий человечества. Это было время, когда экономическое и социокультурное развитие западноевропейских стран потребовало р ...
Методика проведения зачетного урока
Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года. Для успешной организации процесса обучения обычно проверяется и анализируется несколько фактов. К ним относятся качество усвоения учебного материала, интенсивност ...
Цель, задачи и
организация опытно-поисковой работы по формированию основ экологической
культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности
В первой главе диссертационного исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Теоретический анализ позволил нам осуществить развернутую характеристику объекта и предмета исследовани ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.