Образование » Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании непредметных образов » Развитие творчества детей с помощью создания непредметных образов

Развитие творчества детей с помощью создания непредметных образов

Страница 1

В настоящем формирующем педагогическом эксперименте была поставлена следующая цель: проверить эффективность непредметного рисования для развития творчества детей дошкольного возраста

Указанная цель достигалась с помощью последовательного решения следующих задач:

Оценить начальный уровень развития творческих способностей детей.

Провести цикл занятий непредметным рисованием.

Оценить динамику творческих способностей детей в процессе занятий непредметным рисованием.

Проанализировать полученные результаты.

Методы исследования.

Формирующий педагогический эксперимент.

Психологическое тестирование.

Метод математической обработки результатов исследования.

Метод формирующего педагогического эксперимента являлся основным и служил целям выявления динамики творческих способностей детей.

В процессе педагогического эксперимента использовалась следующая методика проведения занятий по непредметному рисованию - приводятся планы и основное содержание трех занятий с применением непредметного рисования.

Продолжительность цикла занятий составила 3 месяца.

Занятие 1. "Мои ощущения".

Для работы необходимы плоскости с разными поверхностями: меховая, металлическая, бархатная, наждачная, шелковая, фланелевая, плоскость с приклеенными спичками, мятой бумагой и др. Размер - стандартный лист.

Одежда для детей - удобная для работы: футболка, штанишки и носочки (позволяющая быстро освободить ступни ног). 1-й этап: психологическое вхождение. Освобождаем ступни ног от носочков. 2-й этап: познавательный. По очереди прикасаемся ступнями ног к одной и той же поверхности и пытаемся запомнить свои ощущения, рассказываем о них; таким образом пробуем все поверхности. 3-й этап: практический. Любым материалом (краски, пастель, карандаши, фломастеры) выражаем на листе бумаги, картона самое яркое впечатление-ощущение.

Занятие 2. "Музыка нам нарисует".

Для занятия готовим 4 фрагмента музыки: летние звуки природы; дождя и грома; снежной вьюги, завываний ветра; льющейся воды.

1-й этап: психологическое вхождение. Лежа на ковре 5 мин

слушаем музыкальный фрагмент.2-й этап: практический. Встаем, садимся за стол и 10 мин рисуем картину, возникшую в нашем воображении.

3-й этап: озвучиваем нарисованную картину, делимся впечатлениями. На 4 музыкальных фрагмента приходится 4 рисунка.

Занятие 3. "Капризы природы" (работа гуашью).2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Беседа с чаепитием (дети рассказывают о переменчивом характере природы).

2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм, репродукции, фотографии о капризах природы; думаем над сюжетом своей работы; рассказываем о том, что хотим нарисовать.

3-й этап: практический. Делаем небольшие эскизы цветными карандашами.

4-й этап: психофизической разгрузки - релаксация.

Занятие 4.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра "Соломинка на ветру".

2-й этап: игровой. Игра "Вода в ущелье" (ребенок должен проползти по узкому ущелью - под задрапированными стульями).

3-й этап: выполняем рисунки по темам (на выбор)

Метод психологического тестирования.

Использовалось несколько методик, позволяющих выявить творческие способности дошкольников:

Методика диагностики невербальной креативности (по П. Торренсу)

Методика диагностики вербальной креативности (по С. Меднику)

Методика оценки творческих характеристик (по Е. Туник).

Диагностика невербальной креативности

Использовался краткий вариант теста Е.П. Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) - невербальная часть - "Фигурная форма" (Figural forms). Субтест "Завершение картинок" (Complete Figures). Бланк ответов приводится в Приложениях.

Атлас типичных рисунков также приводится в Приложениях

Методика диагностики вербальной креативности

Методика состоит из разминки и двух серий заданий, предъявляемых испытуемому через определенный промежуток времени. Бланк методики приводится в Приложениях. Результатом применения методики являлось получение индекса оригинальности.

Методика оценки творческих характеристик

Воспитателям детского сада, хорошо знающим данного воспитанника предлагалось оценить каждого ребенка, принимающего участие в исследовании с помощью опросника творческих способностей. Текст опросника и бланк ответов приводятся в Приложениях.

Продолжительность формирующего педагогического эксперимента по применению непредметного рисования составила 3 месяца.

Метод математической обработки результатов исследования.

Этот метод использовался для обработки полученных результатов. Метод применялся для определения достоверности и недостоверности силовых показателей по t - критерию Стьюдента. Значение t-критерия определялось по следующим формулам:

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет ...

Анализ педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении
В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса. Заведующая, воспитатель анализируют деятельность педагогов по созданию условий комфортного пребывания детей в группе и развитию личности каждого ребенка, выделяют основные проблемы. Всякая пробл ...

Сведения из истории
Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание является непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Т ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru