То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Для учителя важно знать эти особенности. А главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всестороннего развития способностей своих учеников.
Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и соц. развития.
На необходимость изучения и учета возрастных особенностей детей и учащихся обратил внимание еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский, который выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей детей и учащихся. Более того, это требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому учитель должен, обучая и воспитывая ребенка, строго следовать природным законам его развития.
Для учета возрастных особенностей детей и уч-ся было предложено классифицировать периоды человеческой жизни. При этом разные авторы в основании классификации часто используют разные критерии и признаки. Сложности возрастной периодизации заключаются в том, что параллельно с физическими изменениями человека: ростом, появлением молочных зубов, прибавлением веса, половым созреванием идут изменения и в интеллектуальной сфере, и в процессах социализации личности. Изменения в биологической, духовной и социальной сферах идут не всегда равномерно, но, тем не менее, в тесной связи между собой.
В отечественных исследованиях в настоящее время принята следующая периодизация детского и школьного возрастов:
1. младенчество (до 1 года).
2. преддошкольный возраст (от 1 до3 лет).
3. младший дошкольный возраст (от 3-х лет).
4. средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
5. старший дошкольный возраст (5-6 лет).
6. младший школьный возраст (от 6 до 10 лет).
7. средний школьный возраст (от 10 до 15 лет).
8. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет).
Реальная педагогическая практика показывает, что, несмотря на существенные колебания у некоторых детей темпов их физического, психического или соц. развития, природа берет свое. Поэтому игнорирование и даже малейшее пренебрежение возрастными возможностями детей и уч-ся, применение не адекватных их возрасту методик и технологий обучения или воспитания либо приводит к физическим и интеллектуальным перегрузкам, если опережаются возможности растущего организма, либо не создаются условия для полноценного темпа их развития.
В связи с этим все подлежащее усвоению, восприятия только в том случае приносит свои плоды, если доступно и использовано сообразно возрасту. Вместе с тем выделенные границы возрастных периодов не только не имеют четких границ, но и отдельных детей выстраивается свой опережающий темп развития. Речь идет в данном случае об акселерации - ускорении чаще всего физического развития, которое наблюдается как в детском, так и в школьном возрасте. Акселерация приводит к рассогласованию темпов физического, а иногда и психического развития, с одной стороны, и темпов психологического и соц. влияния и становления личности, с другой.
Как бы то ни было, с явлением акселерации и самим процессом не равномерности развития отдельных сторон и качеств растущего человека следует считаться.
Психология и педагогика обратила внимание на то, что в области человеческого развития прослеживается несколько закономерностей, которые следует учитывать в реальной педагогически практике:
1. отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются относительно друг друга неравномерно.
2. физически, психически и социально человек также развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.
Все это побудило психологов и педагогов сформулировать закон неравномерности развития как отдельных сторон и свойств растущего человека, так и темпов его общего развития.
Формы и методы художественно-педагогического образования школьников с
учетом художественных традиций ДПИ Дагестана
Как в прошлом, так и в настоящее время декоративно-прикладное искусство народных мастеров Дагестана имело и имеет не только чисто утилитарное и эстетическое назначение. Оно активно использовалось в народной педагогической практике как действенное средство воспитания трудовых и художественных навыко ...
Психолого-педагогическая роль игры
и игровой деятельности: исторический и современный аспект
Среди педагогических средств, интенсифицирующих учебную деятельность, ученые и педагоги особое внимание уделяют игровому обучению, учебной игре. Многие исследователи сходятся во мнении, что игра есть уникальный феномен общечеловеческой культуры. По мнению этнографов, социологов, игра стала местом п ...
Классификация и структура мотивов
учения
Изучая учебную мотивацию, центральным вопросом становится вопрос о видах мотивов учения. Мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности. Существует несколько классификаций мотивов учения. По мнению Л.И. Божович, мотивы учен ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.