Образование » Анализ системы обучения дворян в Российской империи в начале XIX века » Система воспитания и обучения в дворянской среде

Система воспитания и обучения в дворянской среде

Страница 2

К сожалению, это «отсутствие педагогики» присуще было многим пансионам того времени. «Смешанные» классы были в частных пансионах Москвы, причем в низшем классе наряду с мальчиками 6-7 лет сидели и 15-летние, а в старших были «верзилы от 20 до 25 лет». Частные пансионы не имели ни общей учебной программы, ни единых требований к учащимся, ни регламентированного распорядка дня. Поэтому в некоторых пансионах уроки продолжались 6 часов в сутки, а в других 10 — как, например, в одном московском пансионе, о котором бывший ученик писал: «Мы сидели на месте 10 часов в сутки, и только 2 часа имели на приготовление уроков». Конечно, такой порядок в сочетании с негигиеническими условиями быта пансионеров вредно влиял на организм подростка.

В мужских пансионах широко применялась система телесных наказаний, обычной была грубость в обращении с учениками. Большинство частных пансионов содержали иностранцы: мужские — немцы, женские — француженки, поэтому русский язык, русскую литературу и историю там преподавали очень плохо, если преподавали вообще. И были случаи, когда окончившие какой-либо пансион ученики не умели читать и писать по-русски.

С течением времени плоды этого антипатриотического воспитания побудили министра просвещения обратиться к царю с всеподданнейшим докладом, в котором он указывал на то, что в пансионах, руководимых иностранцами, «юным россиянам внушают презрение к языку нашему и в недрах России из россиянина образуют иностранца». Вследствие этого последовал указ 1811 г., предписывающий обязательное преподавание русского языка в частных пансионах. Контроль за исполнением указа был возложен на министерство просвещения, но он носил формальный характер и значительных результатов достигнуто не было.

Вообще, пансионное воспитание отличалось и другими отрицательными чертами. В мужских пансионах воспитание по большей части сводилось к достижению послушания учеников. Причем достигалось это самыми жесткими, а иногда просто жестокими мерами. В то же время в перерыве между занятиями и вечером ученики были предоставлены сами себе и часто развлекались не лучшим образом. «Скучно тянулись в пансионе зимние вечера, — вспоминал бывший ученик, — никаких общих или кружковых чтений и в помине не было. Игры сколько-нибудь оживленные не разрешались». Но если и случались, то «по большей части отличались грубостью». «Время короталось преимущественно в разговорах, но — боже мой — какие это иногда бывали разговоры!». Многие бывшие пансионеры вспоминали о том, что в пансионе не только не было библиотеки, но чтение (неучебной литературы) просто запрещалось.

Государственные учебные заведения.

Военно-учебные корпуса

Русское дворянство, исстари обязанное нести «государеву службу», большей частью служило в армии или на флоте. Со временем военная служба стала считаться наиболее почетной и даже естественной для дворянина. Отсутствие ее в биографии того или иного лица требовало особых объяснений (физические недостатки, болезнь или неимение средств для службы в гвардии). В связи с этим большинство дворянских семей стремилось определить сыновей в какие-либо военные училища. Правительство, идя навстречу пожеланиям дворянства, расширяет в начале XIX века сеть военно-учебных заведений. Кроме кадетских корпусов, существовавших еще с ХУШ в., в 1805 г. открывается ряд начальных военных училищ в обеих столицах и ряде провинциальных городов — Смоленске, Киеве, Воронеже и др. В них зачислялись дети от 7 до 9 лет. Обучение происходило в течение 7 лет. Затем из каждой роты 16 лучших учеников направлялись в кадетские корпуса. Среднее военное образование молодые дворяне могли получить в так называемом «дворянском полку» (впоследствии преобразованном в Константиновское военное училище), в морском кадетском корпусе или школе колонновожатых — учебном заведении для подготовки квалифицированных штабных офицеров, Гродненском корпусе, а также в созданном в 1802 г. для детей наиболее знатных фамилий — Пажеском корпусе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Педагогическая поддержка детей из асоциальных семей
Педагогическая поддержка – это требование времени. О.С.Газманом вместе с Т.В.Анохиной разработаны основные принципы обеспечения педагогической поддержки: - согласие ребенка на помощь и поддержку, - опора на личные силы и потенциальные возможности личности, - вера в эти возможности, - ориентация на ...

Практические навыки
1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не уча­щенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гну­савить). Соблюдать нормы орфоэпии. 2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: гром­че — тише, выше — ниже, быстрее ...

Задачи урока физической культуры
Результаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества учебной и воспитательной работы, проводимой на уроках. Это достигается последовательным решением задач, положенных в основу каждого урока. Уроки физической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительны ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru