Образование » Анализ системы обучения дворян в Российской империи в начале XIX века » Система воспитания и обучения в дворянской среде

Система воспитания и обучения в дворянской среде

Страница 3

Все эти военно-учебные заведения давали общеобразовательную подготовку. Однако такое состояние не удовлетворяло государственные потребности. К устройству новых корпусов было привлечено дворянство, на пожертвования которого было открыто еще 10 новых корпусов. По новому уставу 1805 г. срок обучения в корпусах устанавливался 7 лет, а общеобразовательные предметы преподавались в объеме гимназического курса.

Несмотря на внимание правительства к вопросам военного воспитания, положение корпусов в, материальном и учебно-воспитательном отношениях нельзя было признать удовлетворительным. Даже в привилегированном I Петербургском корпусе, куда принимали только детей потомственных дворян питание, и обмундирование кадетов было плохим. Одежда воспитанников состояла из тонкой суконной куртки с брюками, башмаков и нитяных чулок. Зимой в этом было холодно, летом — жарко. Такое же положение было и в других корпусах. Крайней суровостью отличался и режим. Основным средством воспитания являлись розги, которым кадеты подвергались за малейшую провинность прямо в классе.

В первые годы правления императора Николая I на кадетские корпуса было обращено особое внимание правительства. Возглавлявший их великий князь Михаил Павлович назначил своим помощником Я. И. Ростовцева, который внес существенные изменения в учебную часть. Большое значение стало придаваться идейному воспитанию кадет, и в связи с этим таким предметам, как литература и, особенно, история, призванным способствовать патриотическому воспитанию учащихся. Ростовцев даже стал издавать специальный журнал для воспитанников военно-учебных заведений, который должен был способствовать формированию их монархически-патриотического мировоззрения. В 1802 г. был учрежден так называемый Пажеский корпус — особо привилегированное учебное заведение для детей знатнейших дворянских фамилий. Поступление в него разрешалось сыновьям не ниже генерал-лейтенанта или гражданских лиц 2-го и 1-го класса. Воспитанников готовили к придворной или военной (в гвардии) службе. Хотя Пажеский корпус состоял в системе военно-учебных заведений, но резко от них отличался. По условиям быта и учения он был ближе к аристократическим закрытым пансионам.

Распорядок дня разумно предусматривал чередование занятий и отдыха, прогулок, гимнастических упражнений, строевой подготовки. Большое внимание уделялось физическому развитию, закаливанию. Так, каждый день перед завтраком пажи в любую погоду совершали 15-минутную прогулку без верхней одежды, в одних куртках.

Программа учебных занятий была достаточно обширна. В трех младших классах преподавались общеобразовательные предметы: русский, немецкий и французский языки, математика, история, география, черчение и рисование. Успеваемость оценивали по 12-балльной системе, при этом оценки ниже 6 считались неудовлетворительными. Воспитанники, получившие 2 и 1, лишались права на отпуск. Классных журналов не было, их заменяли «классные листы», в которых, как заметили сообразительные пажи, довольно легко было «подскоблить» оценку.

В трех старших классах изучали преимущественно военные науки: тактику, стратегию, военную историю, артиллерию, фортификацию; кроме этого — физику, химию, аналитику, геодезию, а также правоведение и статистику.

Обучение в корпусе в первой четверти XIX в. имело существенные недостатки. Многие предметы преподавались отрывочно, бессистемно. Да и военное образование было недостаточным. В то же время непосредственное начальство мало вникало в учебный процесс.

Положение стало меняться во второй четверти XIX века при Николае I. Военизированный характер стал носить весь строй жизни пажеского корпуса. В течение всего пребывания в корпусе воспитанники приучались к военной дисциплине, строгой подчиненности. В отпуск при наличии хороших оценок отправляли с билетом, в котором был обозначен срок увольнения. При плохом поведении на улице или в каком-либо общественном месте любой офицер мог отобрать билет, и тогда виновника ожидало строгое, наказание. В качестве таковых применялись розги, арест в темном или светлом карцере, лишение отпуска и в самом крайнем случае — исключение из корпуса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Успешная система образования. Концепция государства благосостояния
Финская система образования – одна из самых лучших в мире. Исследование «PISA» проведенное в 2009 году и затронувшее вопрос наличия у молодежи необходимого уровня грамотности, а также уровень знаний молодых людей в математике и естественных науках, показало, что Финляндия находится на высоких позиц ...

Практические навыки
1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не уча­щенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гну­савить). Соблюдать нормы орфоэпии. 2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: гром­че — тише, выше — ниже, быстрее ...

История возникновения фитбол-гимнастики
Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века. Его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. А уже в 80-х годах ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппара ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru