Педагог на занятиях - равноправный партнер, "фасилита-тор", по К. Роджерсу.
Как показано в работах Л.Д. Лебедевой (2004), вмешательство преподавателя в творчество ребенка, группы, нередко снижает психологический и творческий эффекты занятия, особенно в случае авторитарного стиля взаимодействия. При гуманистической позиции быстрее устанавливаются отношения доверия, взаимного принятия.
Благодаря механизму взаимоотражения (зеркальности), можно воспитывать у ребенка необходимые качества, которые взрослый сам проявляет по отношению к нему. Значит, проявление воспитателем, родителями творческих способностей, т.е. ведущая роль других людей на ранних этапах развития - еще одно условие развития данных способностей у детей.
Основные частные принципы взаимодействия воспитателя (учителя) и ребенка в творческом процессе созвучны гуманистической теории конгруэнтной коммуникации.
Назовем их:
Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ Я.
Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.
Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.
Не применять негативных оценочных суждений, "ярлыков", отрицательного программирования.
Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.
Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, формы, качества.
В работе с группой недопустимы искусственная инфантилизация отношений, насмешки, снисходительность, стремление к внешней занимательности. Предпочтительны выразительность лица, речи, артистизм, четкость мимики, жестов, "лучеиспускание" глаз, пожатие руки, психологические "поглаживания" - взаимопонимание, доверие, готовность к творческому взаимодействию.
Говоря словами К. Роджерса, педагог не формирует личность, стараясь "отлить" в заранее задуманную форму, а помогает открыть в себе положительное, что прежде могло быть искажено, спрятано.
Таким образом, построение "помогающих" отношений - одно из условий эффективности развития творческих способностей дошкольников.
Если правила, сформулированные Л.Д. Лебедевой (2004) адаптировать для занятий непредметным рисованием с целью развития творческих способностей, то можно отметить:
1. В творческом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.
Ребенок:
может самостоятельно выбирать подходящие для него виды, содержание творческой деятельности и материалы, а также работать в собственном темпе;
вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, просто наблюдать за деятельностью класса, работать по предложенному образцу.
2. Приветствуется поиск способов творческого самовыражения, принимаются все продукты творческой деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида.
3. Принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.
Согласно Л.С. Выготскому (1968), "в развитии детского творчества, в том числе и изобразительного, нужно соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества".
Важное значение должна иметь приоритетность условий создания безопасного (в физическом и психологическом смыслах) творческого пространства, развития отношений открытости и доверия.
Анализ и обобщение литературы по проблеме развития творчества дошкольников и возможности использования для этого создания непредметных образов, позволил выявить следующие факты.
Творчеством принято считать психический акт, выражающийся в воплощении, воспроизведении или комбинации данных сознания человека, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.
При этом, всякому творчеству присущи следующие черты. Во-первых, оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Во-вторых, изучение этих свойств личности указывает на важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей
Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано в первую очередь на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером.
Анализ образовательных программ по изобразительной деятельности и работ наиболее авторитетных специалистов в данной области (Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, А.А. Мелик-Пашаев), позволил установить, что в настоящее время в образовательном процессе детей дошкольного возраста используется лишь предметное рисование, которое нормативно закреплено в программах дошкольных образовательных учреждений (программа "Радуга" и др.). Непредметное рисование по отношению к детям известно в науке лишь как часть психотерапевтического направления психологии - арт-терапии, которая предполагает использование непредметного рисования с коррекционными целями. Считается, что механизм воздействия арт-терапии состоит в том, что изобразительная деятельность во первых, позволяет в особой символической форме реконструировать жизненную ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта; во вторых, связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие аффекта от иррационального к продуктивному.
Упражнения для развития координации движений в танцевальной деятельности
Координация - умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, ...
Работа по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста
со стёртой дизартрией
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так, как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение (Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чирки ...
Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.