В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте основными новообразованиями являются произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Известно, что рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Поэтому детское рисование можно рассматривать, как один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, графически оформляя свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира.
С другой стороны, осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов, т.е. изобразительная деятельность является своеобразным аналогом графической речи. Рисунок является своего рода рассказом о том, что в нем изображается, и, по существу, не отличается от словесного рассказа.
Таким образом, правильно организованное непредметное рисование способно выполнять развивающие, познавательные, воспитательные, психолого-терапевтические, когнитивные, коррективные функции. При этом творческое начало является в некоторой мере объединяющим для всех указанных функций, во первых, потому что сам процесс непредметного рисования является творчеством, поскольку в соответствии с определением, выражается в воплощении, воспроизведении или комбинации данных сознания ребенка, в (относительно) новой форме - форме рисунка, во вторых, потому что в процессе рисования данные сознания (или подсознания) осознаются ребенком, и узнавая что-то новое о себе, ребенок получает новый опыт, развивается интеллектуально и эмоционально. Поэтому можно предположить, что использование непредметного рисования в педагогическом процессе дошкольников будет являться важнейшим фактором их творческого развития
Таким образом, можно подытожить сказанное следующим образом:
Современные программы изобразительной деятельности для дошкольных учреждений не предусматривают в качестве элемента обучения непредметного рисования.
Механизм воздействия непредметного рисования на психику основывается на координации конкретно-образного и абстрактно-логического видов мышления, а также выражении эмоциональных состояний в образной форме.
Правильно организованное непредметное рисование способно совершенствовать творчество детей дошкольного возраста, и кроме того, выполнять развивающие, познавательные, воспитательные, психолого-терапевтические, когнитивные, коррективные функции.
Ознакомление со свойствами обрабатываемых материалов
На занятиях в мастерских учащиеся обрабатывают металлы, древесину и отчасти пластмассы. Знакомя учащихся с материалами и их свойствами, необходимо, прежде всего, показать их место и значение в различных отраслях народного хозяйства. Иногда у учащихся под влиянием научно-популярной литературы создае ...
Структура управления автономным учреждением
Согласно статье 6 Закона № 174-ФЗ, учредителем автономного учреждения является: 1) Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) субъект РФ в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имуществ ...
Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью
Одной из специфических закономерностей аномального развития психики являются особые взаимоотношения ребенка с окружающей средой, и прежде всего с людьми. Причем при интеллектуальной недостаточности эти взаимоотношения редко бывают благоприятными, что существенно затрудняет коррекционную работу ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.