Новый этап развития космической биологии и медицины знаменует собой переход от простого качественного установления отсутствия вредных последствий полета к точному количественному анализу биологических явлений, связанных с влиянием факторов космического пространства. Подвергая организм определенным дозированным воздействиям в условиях невесомости и сравнивая его реакции с реакциями на подобные же воздействия в лабораторных условиях, можно получить довольно полное представление о гомеостатической функции различных органов и систем. Решение вновь возникших задач, направленных на сохранение гомеостаза (постоянства внутренней среды) организма и высокой работоспособности космонавтов в длительном космическом полете и при выходе в открытый космос из космического корабля, уже находит свое отражение в научной печати.
В настоящее время исследователи уделяют максимальное внимание следующим проблемам космической биологии и медицины:
1) детальному изучению механизмов действия факторов космического полета и разработке средств устранения или ослабления их отрицательных воздействий;
2) дальнейшему совершенствованию и созданию замкнутых экологических систем жизнеобеспечения;
3) дальнейшему изучению труда космонавтов в целях определения оптимальных способов и интенсивности работы при выполнении любых заданий и улучшения функциональных способностей организма в полете.
Большое значение приобретают также цитохимические и электронномикроскопические исследования, позволяющие в значительной степени подкрепить физиологические и биохимические выводы.
Проблема биологических ритмов, их роль в сохранении гомеостатических реакции организма в условиях длительного полета приобретают в космической физиологии определенное значение.
В условиях экстремальных воздействий нет полного соответствия между протекающими в организме метаболическими процессами и энергетическим балансом. При энергетических уровнях одинаковой значимости, нередко наблюдавшихся в условиях воздействия различных по силе раздражителей и при качественно различном и равном по калорийности питании, не исключены выраженные нарушения в общем, функциональном состоянии организма, его реактивности. Например, было установлено, что одна и та же доза фармакологического препарата в зависимости от функционального состояния организма приводит к различному эффекту. Так, например, после воздействия ускорения вместо обычной реакции брадикардии (снижение частоты пульса) на введение стрихнина можно было отметить учащение ритма сердечной деятельности. Стрихнин здесь не вызывал свойственного ему влияния на центры блуждающего нерва, а приводил к усилению функции симпатической нервной системы. Значит, важно углубить представления не только о влиянии на организм отдельных факторов полета (ускорения, невесомость, гипокинезия, т.е. ограничение подвижности, шум, изменение температуры и др.), но и о воздействии таковых в совокупности на всех уровнях, начиная от молекулярно-субклеточных и кончая организменным.
Учение о реактивности организма, базирующееся на классических положениях творцов этого учения Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского, приобретает в космической физиологии ведущее значение. Различные по характеристике раздражители в зависимости от исходного функционального состояния могут обусловливать одинаковый эффект, и наоборот, один и тот же раздражитель может вызвать различные эффекты.
Под влиянием экстремальных воздействий, совместимых с нормальной жизнедеятельностью, возникает адаптивная перестройка функций, которая раздвигает границы существования организма, приводит к смещению зоны оптимума и к ослаблению зависимости от внешних условий. Появляется новый функциональный уровень жизнедеятельности, предопределяющий новые особенности реакций организма как на непосредственное экстремальное воздействие, так и в период восстановления функций до исходного уровня.
Понятие технологического образования
Современный научно-технический и социальный прогресс общества кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих условиях резко возрастает преобразовательная деятельность людей по созданию искусственной технической среды на базе научных знаний ...
Функции методики обучения истории как науки
Существует образное определение методики как надёжного «моста от теории к практике». Чрезвычайно важная функция любой науки – выразить свое отношение к опыту, к решённым и особенно нерешённым проблемам образования в ракурсе своего собственного, специфического аспектного видения. В этом смысле любая ...
Сущность понятия «музыкальный вкус»
Музыка, как и всякое искусство, доставляет человеку удовольствие. При редких встречах с музыкой подлинное удовольствие возникает редко и хранится недолго. А вот при постоянных и привычных встречах душевный подъем постепенно превращается в настрой души, заставляющий иначе жить, иначе думать и действ ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.