Образование » Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики » Исследование уровня развития познавательной активности младших школьников на уроках математики

Исследование уровня развития познавательной активности младших школьников на уроках математики

Страница 2

При исследовании избирательности внимания использовалась методика Мюнстерберга. Результаты на рисунке 2.10.

Рис. 2.10. Результаты методики Мюнстерберга

Считывая буквенный текст, среди которого имеются слова, учащиеся должны были подчеркнуть эти слова. Дети с высокой избирательностью внимания выполняют эту работу без ошибок, выше среднего – 1-2 ошибки, средней – 3-4, ниже среднего – 5-6, низкой – более 6 ошибок. 60 % детей показали избирательность внимания выше средней, из них 16 % – высокую.

При изучении объёма кратковременной памяти 9 геометрических фигур и 12 слов показывались по одному элементу друг за другом. Время экспозиции каждого элемента 2 секунды, а интервал между экспозициями – 1 секунда. Образная память оценивалась по результатам воспроизведения фигур: 9 – высокая, 7-8 – выше среднего, 5-6 – средняя, 3-4 – ниже среднего, 0-2 – низкая. Вербально-логическая – по результатам воспроизведения слов: 12 – высокая, 10-11 – выше среднего, 8-9 – средняя, 5-7 – ниже среднего, 0-4 – низкая. Результаты исследования показаны на рисунке 2.11.

Рисунок 2.11. Результаты изучения объёма кратковременной

Мы видим, что у 75 % учащихся образная память выше среднего, из них высокая у 7 %. Вербально-логическая память развита хуже: 60 % ниже среднего, из них 40 % низкая.

Уровень мышления изучался по методике «Исключение слов». Результаты показаны на рисунке 2.12.

Рисунок 2.12. Результаты методики «Исключение слов»

Методика состоит из 15 серий, в каждой серии по 4 слова, 3 из них являются однородными понятиями, а четвёртое – лишнее. Это слово нужно зачеркнуть. За каждое правильное исключение – 2 балла. 30 баллов получил ученик с высоким уровнем мышления, 22-28 – выше среднего, 12-20 – средним, 6-10 – ниже среднего, 2-4 – низким.

У 45 % учащихся уровень мышления оказался средний. 39 % учащихся показали уровень ниже среднего, из них 19 % – низкий.

По результатам исследования можно сделать вывод: уровень развития познавательной активности младших школьников очень низок. На очень низком уровне объём и переключение внимания. Значительно хуже по сравнению с образной развита вербально-логическая память. Уровень мышления также не достаточно развит.

Обобщая наиболее важные достижения развития познавательной активности младших школьников, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим обобщённые нормы мышления, внимания и смысловое запоминание. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма внимания, памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, читать, решать, писать и анализировать.

Для повышения этих показателей учителям следует применять занимательные задания, задания историко-математического характера и другие развивающие упражнения на каждом уроке. Они значительно повышают уровень познавательной активности учащихся.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Особенности психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка
Дети, воспитывающиеся в Домах ребенка, уже на начальных этапах развития отстают от сверстников, живущих в семье. Для детей раннего возраста наиболее характерным является преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, а также неравномерность отставания интеллектуального развития с преимуществе ...

Организационно-педагогические основы опытно-экспериментальной работы
Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился на базе государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность" клуба авторской песни "Роза ветров" г. Солнечногорска. В ходе опыт ...

Модель инновационной воспитательной системы в условиях среднего профессионального образования
Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования, содержание которого показывает необходимость обесп ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru