Практическая готовность к педагогической деятельности.
В процессе педагогической работы учитель осуществляет несколько видов деятельности: конструктивную, организаторскую, коммуникативную.
Конструктивная деятельность – может быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проективных умений.
Аналитические умения складываются из следующих частных умений:
– разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
– осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;
– находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
– правильно диагностировать педагогическое явление;
– вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.
Особую группу аналитических умений составляют рефлексивные умения. К ним относятся умения анализировать свои собственные действия.
Прогностические умения. Управление педагогическим процессом предполагает ориентацию на четко представленный в сознании конечный результат.
В основе прогностических умений педагога лежат знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Эти знания позволяют предвидеть, что именно учащимися может быть неправильно понято, какой смысл они могут вложить в те или иные педагогические действия; как будет воспринят материал в связи с имеющимися у школьников житейскими представлениями, какой их опыт будет способствовать более глубокому проникновению в сущность изучаемого.
Педагогическое прогнозирование предполагает также видение тех качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы за тот или иной промежуток времени.
В зависимости от направленности педагогической задачи прогностические умения можно объединить в три группы:
– умения прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений;
– умения прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками;
– умения прогнозировать ход педагогического процесса: трудности учащихся, результаты применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.п.
Проективные умения. Логика разработки проекта педагогической деятельности диктует следующую структуру проективных умений:
– переводить цели и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;
– учитывать потребности и интересы учащихся, возможности материальной базы свой опыт и личностно-деловые качества;
– определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса;
– отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел;
– планировать индивидуальную работу с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков и развития их способностей, творческих сил и дарований;
– отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
– планировать систему приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
– планировать способы создания личностно-развивающей среды и ответственности, служила основой зарождения гуманистических идей, прорывающих замкнутый круг привычных педагогических представлений и поднимающих теорию педагогики на новый уровень развития.
Поэтому наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.
Цель, задачи и
организация опытно-поисковой работы по формированию основ экологической
культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности
В первой главе диссертационного исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Теоретический анализ позволил нам осуществить развернутую характеристику объекта и предмета исследовани ...
Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся
средних профессиональных медицинских
учебных заведений
Для успешного формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений необходимо выявить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу и тем самым обеспечивать повышение качества профессиональной подготовки будущих специалист ...
Подход к развивающему обучению
Подход к развивающему обучению опирается на следующие исходные положения: приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально явля ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.