Цель экспериментальной части исследования состояла в проверке выдвинутой гипотезы. На основании анализа работ авторов были выделены критерии развития творческих способностей подростков. На протяжении всех этапов с помощью тестов, проводилось отслеживание уровня развития творческих способностей по критериям определенным авторами и проверенным на валидность:
"Диагностика вербальной креативности" С. Медника.
(адаптирован Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной);
"Опросник креативности " Джонсона.
Тест "Оцените свой творческий потенциал."
Тест "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур" (А.В. Либина).
Главным отличием экспериментальной работы являлась нацеленность на собственную музыкальную практику ребенка. Вторая позиция заключалась в самоценности детского музыкального творчества как основы такой практики. Игровая форма - следующая отличительная особенность педагогического эксперимента. В работах самых различных ученых неопровержимо доказывается, что "приобщение ребенка к искусству осуществляется только через игру". Построение учебного материала в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным побудителем детского творчества, средством самоорганизации деятельности.
Методологической основой исследования послужила авторская программа "Орфей", разработанная И.Г. Галянт. При создании программы автор руководствовалась системой принципов элементарного музицирования К. Орфа. Изложенные ниже теоретико-педагогические принципы и задачи данной программы использовались в нашем исследовании:
Объект исследования: подростки (14-17 лет) клуба авторской песни "Роза ветров" Дома детского творчества "Юность" г. Солнечногорска.
Предмет исследования: динамика развития творческих способностей в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: У подростков занимающихся авторской песней наблюдается положительная динамика роста творческого потенциала.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
методы организации учебно-познавательной деятельности:
словесные
наглядные
практические
методы стимулирования и мотивации
соревнование
поощрение
развивающие игры
методы контроля эффективности педагогического процесса
тестирование
наблюдение
Результаты диагностирования уровня развития творческих способностей подростков на констатирующем этапе экстперимента
Тестирование - система заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности; умственного развития, способностей, волевых качеств и т.д. Используется как материал для конкретных исследований, проверки правильности направления работы.
"Опросник креативности" Джонсона.
Диагностическая цель: фиксация внимания на тех элементах, которые связанны с творческим самовыражением для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
Интерпретация "Опросника креативности" Джонсона:
Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (вопросам). Минимальная оценка-8, максимальная-40.
В таблице № 1 соотношения полученных баллов по опроснику Джонсона и уровней креативности:
Таблица № 1.
|
Уровень креативности |
Сумма баллов | |
|
Очень низкий |
8 - 14 | |
|
Низкий |
15 - 19 | |
|
Нормальный, средний |
20 - 26 | |
|
Высокий |
27 - 33 | |
|
Очень высокий |
34 - 40 |
Констатирующий эксперимент проведен в сентябре 2006-2007 учебного года с группой для выявления первоначальных результатов уровня креативности дал следующие показатели (Диаграмма № 1):
очень низкий уровень - 0%;
низкий уровень - 8,4 %;
средний уровень - 33,3 %;
высокий уровень - 41,7 %,
очень высокий уровень - 16,6 %.
Диаграмма № 1.
Критерии деятельности учителя
Следствием внедрения информационных технологий является изменение средств, методов и организационных форм обучения. Но сам факт обеспечения образовательных учреждений компьютерами и программными продуктами учебного назначения еще не гарантирует достижения нового качества образования. По мере развит ...
Методические рекомендации по
организации и проведению кружка "Комнатные растения"
посредством проблемного обучения
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятель ...
Продуктивность разработанной системы к организации воспитательной работы
В качестве основных критериев результативности инновационного подхода к организации воспитательной работы стали следующие: - физическое и психическое здоровье воспитанника; - знание жизни и традиций народов своего региона; - нравственная направленность личности; - наличие базовой культуры воспитанн ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.