Образование » Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности » Содержание деятельности учителя музыки

Содержание деятельности учителя музыки

Страница 2

В нашей стране и за рубежом уделяется большое внимание изучению деятельности учителя. Это делается для того, чтобы ее своеобразие, описать ее и сформулировать некоторые требования к подготовке учителя и повышению его квалификации. Главное в том, что труд учителя направлен на формирование личности ученика. Учитель творит человека, образно замечал В.А. Сухомлинский, но прежде чем творить его он создает идеал в своем сознании. Это творчество будет успешным лишь в том случае, если учителю удастся вызвать отклик в душе ученика, сделать его своим единомышленником.

Своеобразие деятельности учителя состоит также в том, что его результаты проявляются не сразу, они как бы отодвинуты во времени.

Изучение деятельности учителей показывает, что она различна и по своим качественным показателям. Психологические особенности учителя могут быть раскрыты и поняты только в связи с особенностями всех сторон его педагогической деятельности. Деятельность учителя слагается из отдельных, но взаимосвязанных компонентов.

Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина определила структуру деятельности учителя. В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов: 1) гностический;

2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) организаторский и 5)коммуникативный.

Гностический компонент относиться к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании ( собственной личности и деятельности).

Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

Конструктивный компонент – это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий). В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами. Вся эта работа в конечном счете выливается в подробный конспект урока, внеклассного мероприятия, где предусмотрено все. Этот компонент предъявляет определенные требования к личности учителя. Учитель должен добиться глубоких знаний учеников, а также прочное их усвоение. В связи с этим учителя обратились к проблемному обучению и созданию проблемных ситуаций на уроках.

Коммуникативный компонент – это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

Организаторский компонент – это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Важное место в структуре педагогической деятельности занимает и организаторская деятельность. Ее трудно отделить от конструктивной, они составляют единое, неразделимое целое. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебный и воспитательный процесс.

Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей, постоянная активизация их познавательной сферы.

Необходимо отметить, что все компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений педагога. Представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и в значительной степени пересекаются.

Важно помнить следующее: педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной, направленная на достижение конечной задачи. Этой конечной задачей является не достижение методически совершенного процесса, а личность учащегося – его развитие, обучение и воспитание.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Стихотворения А. Барто в чтении детей дошкольного возраста: актуальность и воспитательное значение
И сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: Да-да, конечно, помню с детства: Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу, Всё равно его не брошу, Потому что он - хороший. Основной принцип поэтессы - нравственное воспитание детей с помощью стихов, они легко запо ...

Результаты педагогического эксперимента по внедрению компетентностного подхода
Апробация материалов исследования с учениками 11-х классов проводилась на базе МОУ СОШ №24 города Красноярска. На начальном этапе был проведен тест, который помог нам сформировать представление об уровне развития компетентностей. Тест представлял собой работу из двенадцати заданий, на некоторые из ...

Развитие речи ребенка на 6 году жизни
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание карти ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru