1. Исторический подход. (История техники и технологий и т.д.).
2. Научность.
3. Доступность и преемственность.
4. Глобальность и планетарность.
5. Перспективность, пригодность технологий, изучаемых учеником, в жизни, их прикладная направленность (пригодность сегодня и завтра), то есть реализация принципа прагматизма.
6. Универсальность технологий (резание инструментом, соединение деталей - эти и другие технологии применяются во всех сферах человеческого быта).
7. Проектность и вариативность технологий.
8. Системность и целостность технологий.
9. Экономичность, экологичность и эстетичность технологий.
10. Безопасность сегодня и на перспективу.
11. Природо- и культуросообразность.
12. Принципы личностного, дифференцированного и индивидуального подходов.
13. Этический подход и гуманность нынешних и будущих технологий.
Основы систем обучения учащихся образовательной области "Технология" составляют известные в трудовом и профессиональном обучении операционно-предметная и конструкторско-технологическая системы. Опыт внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что в выполнении творческих работ ведущее место занимает творческая проектно-технологическая система.
Творческая по той причине, что создается изделие или услуга, обладающие субъективной (для учащихся), а возможно и объективной новизной. Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится проектной деятельности учащегося. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов изделия, выборе объекта проектирования из многих вариантов, его конструирование и моделирование. В целом умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа и приучение школьников со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их творческого развития и достижения определенной карьеры.
Технологическая по той причине, что в выполнении проекта присутствует разработка технологии изготовления изделия, непосредственное изготовление изделия от идеи до результата.
В выполнении творческих проектов ведущими является творческая, проектная и технологическая деятельность, составляя основу системы обучения технологии; названной "творческая проектно-технологическая система".
В целом же все известные системы трудового и профессионального обучения присутствуют и в обучении технологии (операционная, предметная, операционно-предметная, моторно-тренировочная, операционно-комплексная, конструкторско-технологическая, функциональная и др.). С переходом на кибернетическую технику будет возрастать роль функциональной системы обучения технологии.
Творческая проектно-технологическая система будет способствовать формированию у школьников умений принятия решений. Известно, что ранние системы трудового и профессионального обучения были направлены на максимальное формирование у учащихся исполнительских функций при некотором игнорировании творческой, проектировочной функций и функции принятия решений. В творческой проектно-технологической системе все эти функции равнозначны.
Таким образом, формирование технологической культуры предполагает сознательное овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Оно предусматривает изучение современных и перспективных энерго - и материалосберегающих, безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ, учет социальных и экологических последствий применения принятой технологии, использование психологии общения и культуры человеческих отношений в повседневной деятельности, определение потребностей в конкретной продукции и возможностей ее реализации. Тогда понятие "подготовка школьников к будущей самостоятельной трудовой жизни" приобретает требуемое наполнение и становится ясной стратегия единого образовательного пространства, ее нацеленность.
Особенности
психомоторного развития детей раннего возраста
Психомоторное развитие детей младенческого возраста (от рождения до года). Моторное развитие младенцев. Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются п ...
Понятия мотивации и мотива учения
Формирование мотивации учения является одной из центральных проблем современного образования, делом общественной важности. Как ведущий фактор регуляции активности личности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. Различные школы современной психологии пока ещё не при ...
Функции методики обучения истории как науки
Существует образное определение методики как надёжного «моста от теории к практике». Чрезвычайно важная функция любой науки – выразить свое отношение к опыту, к решённым и особенно нерешённым проблемам образования в ракурсе своего собственного, специфического аспектного видения. В этом смысле любая ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.