1. Исторический подход. (История техники и технологий и т.д.).
2. Научность.
3. Доступность и преемственность.
4. Глобальность и планетарность.
5. Перспективность, пригодность технологий, изучаемых учеником, в жизни, их прикладная направленность (пригодность сегодня и завтра), то есть реализация принципа прагматизма.
6. Универсальность технологий (резание инструментом, соединение деталей - эти и другие технологии применяются во всех сферах человеческого быта).
7. Проектность и вариативность технологий.
8. Системность и целостность технологий.
9. Экономичность, экологичность и эстетичность технологий.
10. Безопасность сегодня и на перспективу.
11. Природо- и культуросообразность.
12. Принципы личностного, дифференцированного и индивидуального подходов.
13. Этический подход и гуманность нынешних и будущих технологий.
Основы систем обучения учащихся образовательной области "Технология" составляют известные в трудовом и профессиональном обучении операционно-предметная и конструкторско-технологическая системы. Опыт внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что в выполнении творческих работ ведущее место занимает творческая проектно-технологическая система.
Творческая по той причине, что создается изделие или услуга, обладающие субъективной (для учащихся), а возможно и объективной новизной. Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится проектной деятельности учащегося. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов изделия, выборе объекта проектирования из многих вариантов, его конструирование и моделирование. В целом умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа и приучение школьников со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их творческого развития и достижения определенной карьеры.
Технологическая по той причине, что в выполнении проекта присутствует разработка технологии изготовления изделия, непосредственное изготовление изделия от идеи до результата.
В выполнении творческих проектов ведущими является творческая, проектная и технологическая деятельность, составляя основу системы обучения технологии; названной "творческая проектно-технологическая система".
В целом же все известные системы трудового и профессионального обучения присутствуют и в обучении технологии (операционная, предметная, операционно-предметная, моторно-тренировочная, операционно-комплексная, конструкторско-технологическая, функциональная и др.). С переходом на кибернетическую технику будет возрастать роль функциональной системы обучения технологии.
Творческая проектно-технологическая система будет способствовать формированию у школьников умений принятия решений. Известно, что ранние системы трудового и профессионального обучения были направлены на максимальное формирование у учащихся исполнительских функций при некотором игнорировании творческой, проектировочной функций и функции принятия решений. В творческой проектно-технологической системе все эти функции равнозначны.
Таким образом, формирование технологической культуры предполагает сознательное овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Оно предусматривает изучение современных и перспективных энерго - и материалосберегающих, безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ, учет социальных и экологических последствий применения принятой технологии, использование психологии общения и культуры человеческих отношений в повседневной деятельности, определение потребностей в конкретной продукции и возможностей ее реализации. Тогда понятие "подготовка школьников к будущей самостоятельной трудовой жизни" приобретает требуемое наполнение и становится ясной стратегия единого образовательного пространства, ее нацеленность.
"Я – концепция" творческого саморазвития ученика
Процессы "самости", включая творческое саморазвитие ученика, выстраиванием его концепции вначале не до конца осознаваемой, а со временем все более ясной и отчетливой начинается тогда, когда ученик становится и философом, и психологом, и педагогом для самого себя. Активность процессов само ...
Эмпирическое исследование
профессионально важных качеств воспитателя в дошкольном образовательном учреждении
Для того чтобы воспитатель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих воспитанников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным). Следует пола ...
Методика использования игр как средства экологического образования дошкольников
Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельн ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.