С 1995 г. в соответствии с новыми программами возможна реализация следующих разделов на имеющейся в школах материальной базе:
в начальной школе: технология обработки материалов (природных, бумаги, проволоки. .), культура дома (правила поведения, сервировка стола), уход за домом (уборка, мытье посуды, уход за домашними растениями и т.д.), информационные технологии (обучающие игры на ПЭВМ при наличии дисплейного класса), выполнение творческих работ - проектов. Для реализации модуля "электротехника" нужны простейшие электроконструкторы, для модуля "элементы техники" - механические конструкторы;
в средней школе: технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения, культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественная обработка материалов, строительные и ремонтно-отделочные работы, информационные технологии (при наличии дисплейного класса), выполнение проектов;
в старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства, производство и окружающая среда, общественное производство и профессиональное самоопределение, информационные технологии (при наличии дисплейного класса), художественная обработка материалов, техническое творчество, введение в художественное конструирование (по выбору), выполнение проектов.
Специальная материальная база нужна для изучения радиоэлектроники в IV и IX классах, электротехники в VIII классе, автоматики и цифровой электроники в IX классе. Для преподавания этих модулей целесообразно использовать оборудование школьного физического кабинета.
Также важными задачами образовательной области "Технология" является формирование у учащихся:
- технологической грамотности, то есть сознательного и творческого выбора человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества; умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности;
- технологической образованности, понимая ее как необходимый и достаточный объем знаний, умений и навыков, обеспечивающий человеку возможность вхождения его в будущую профессиональную деятельность; стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, позволяющее человеку всегда быть в "деловой" форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку; высокий уровень способностей и научных знаний в преобразовании материалов, сырья, энергии и информации в интересах человеческого общества и природной среды с учетом техноэтики;
- технологической культуры, под которой следует понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой, т.е. комфортность триады: природа – общество – техносфера;
- технологического мышления, т.е. мыслительной способности человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей для блага человека, общества, природной среды, обобщенное и опосредованное отражение индивидом научно-технологической сферы.
Сама жизнь неумолимо вмешивается в уже сложившиеся процессы обучения и воспитания не только школьников, но и будущих учителей. Необходим критический подход к учебно-методическим материалам, еще недавно бывшим актуальными, но на современном этапе развития страны не только устаревшими, но подчас и совершенно неприемлемыми.
Накопленный опыт преподавания технологии в российской школе позволяет констатировать: при правильно поставленных задачах повышается качество образования.
Ведущее место в учебно-воспитательной работе с учащимися отводится методу творческих проектов. Под проектом (лат. projectus - план, замысел) понимается самостоятельная творческая работа учащихся, соответствующая их возрастным возможностям. Проект состоит из двух частей: пояснительной записки с эскизами, чертежами и технологическими картами и самого изделия, выполненного руками учащегося. Работа над проектом требует длительного промежутка времени. Поэтому необходимо ее проводить с самого начала учебного года. Она делится на три этапа: организационно-подготовительный, технологический и заключительный.
Внеклассная работа как категория обучения биологии
Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, ...
Из опыта роботы учителей по использованию элементов множеств в обучении математике
в начальных классах
Изучая опыт работы учителей по журналам «Начальная школа», «Башkортостан уkытыусыhы», методических разработок, нашли много примеров по использованию множеств в обучении. Например: в журнале «Начальная школа» учительница начальных классов Оксана Вышарь из г. Кемерово дает разработку урока на тему «З ...
Причины снижения уровня интеллекта детей
Одной из проблем в младшем школьном возрасте остается умственная отсталость, несмотря на то, что внимание многих специалистов (педагогов, врачей, психологов, гигиенистов, социальных работников) направлено на изучение причин этого явления, которое, вероятнее всего, носит комплексный характер. О ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.