Метод проектов (греч. methodes - путь) - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий, обладающих субъективной или объективной новизной.
В течение всего периода обучения "Технологии" каждый учащийся выполняет 10 проектов (по одному в год, начиная со II класса). Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.
При этом включение учащихся в процессы проектирования, кон-структирования и моделирования, реализации проекта с последующей оценкой достигнутого результата деятельности становится обязательным фактором взаимодействия учителя и учеников. Проектно-творческий метод следует рассматривать как основной связующий элемент программы, ее сердцевину.
Сложность проекта определяется знаниями, умениями и способностями учащихся. Цель проектов - сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные конкурентоспособные потребительские продукты или услуги, способствовать развитию творческой личности.
Усвоение содержания предмета "Технология" обеспечит учащимся умения:
• сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества;
• мыслить системно, комплексно;
• самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;
• непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности.
Заметим, расшифровка этих строк на языке дисциплин выльется в целый ряд: экономическое образование, экологическое, информационное обеспечение, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), эстетическое образование в сочетании с дизайнерскими навыками, функционально-стоимостный анализ и, конечно же, ставшие теперь такими привычными, маркетинг и менеджмент. А весь упор в работе делается на развитие познавательных и творческих способностей личности учащихся.
Образовательная область "Технология" призвана обеспечить качественную технологическую подготовку учащихся, представляющую всеобщую сторону присваиваемой в ходе изучения различных предметов человеческой культуры, трансформированной в творческом созидании на основе значимых стратегий преобразовательной деятельности.
В технологии А.В. Бердышев выделяет 4 уровня: философский, межпредметный, обобщающий и эмпирический.
На философском уровне технология рассматривается как мастерство, искусство, как наука о преобразовании материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт. Из этого вытекает, что технология - наука о способах преобразовательной деятельности.
На межпредметном уровне технология рассматривается как интегрированная область знаний о способах преобразования материи, энергии и информации в интересах человека. Она синтезирует знания основ наук (физики, химии, биологии и др.), показывая их практическое применение. Следовательно, образовательная область "Технология" является прикладной областью знаний.
На обобщающем уровне технология рассматривается как наука о способах производства в определенных конкретных сферах человеческой деятельности (производственные, педагогические технологии).
На эмпирическом уровне технология рассматривается как наука о технологических процессах изготовления конкретных товаров или услуг (технология пошива платья, технология изготовления стола, табуретки и т.д.).
Образовательная область "Технология" опирается на крупнейшие научные достижения психологов и педагогов, методистов и, прежде всего на научную теорию трудового обучения. Так, принципами обучения учащихся образовательной области "Технология" являются:
Анализ программы О.С. Габриеляна «Общая химия» 11 класс
По школьному учебному плану на изучение химии в 11 общеобразовательном классе для реализации выбранной программы выделено 2 часа в неделю (68 часов в год). Тематическое планирование составлено с использованием тематического планирования расположенного в методическом пособии, по авторской программе ...
Педагогическая поддержка детей из асоциальных семей
Педагогическая поддержка – это требование времени. О.С.Газманом вместе с Т.В.Анохиной разработаны основные принципы обеспечения педагогической поддержки: - согласие ребенка на помощь и поддержку, - опора на личные силы и потенциальные возможности личности, - вера в эти возможности, - ориентация на ...
Личностный подход в историческом образовании
Одной из тенденций, определяющих реформирование школьного исторического образования, является переход к гуманитарно-ориентированному преподаванию, ведущей содержательной единицей которого становится метод познавательной деятельности. Принятие личностной ориентации как определяющего вектора образова ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.