Образование » Инновационный подход к организации воспитательной работы в специальной школе-интернате » Инновационный подход к организации воспитательной работы в школе - интернате

Инновационный подход к организации воспитательной работы в школе - интернате

Страница 2

- формирование ценностных ориентаций у учащихся становится условием обеспечения компетентности личности;

- полноценная компетентность воспитанника обеспечивается путем включения в процессе обучения его субъективного опыта.

Основные принципы личностно-ориентированного подхода:

- самоактуализация,

- индивидуальность,

- субъектность,

- свобода выбора,

- творчество и успех,

- доверие и поддержка.

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют следующие методы и приемы: диалог, рефлексивный анализ, диагностика, педагогическая поддержка индивидуального развития ребенка, создание ситуации выбора и успеха.

Основой разработки системы инноваций в организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат стала концепция воспитания О.С. Газман, Т.В. Анохиной, Н.Б. Крыловой «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития».

В данной концепции понятие «воспитание» рассматривается как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.

Идеальной целью воспитания становится формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.

Реальной целью авторы концепции определяют следующую цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Под педагогической поддержкой Газман О.С. понимает превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором.

Помощь школьнику в его развитии через педагогическую поддержку: создание благоприятных условий для развития школьника в доступных ему видах деятельности.

- Готовность ребёнка к собственной деятельности.

- Развитость индивидуальных способностей ученика.

- Нравственная направленность личности.

- Физическое и психическое здоровье школьника.

- Сформированность базовой культуры учащегося.

- Защищённость и комфортность ребёнка в классной и школьном сообществе.

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман придерживается позиции, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребёнком следует строить на основе гуманистических принципов:

- любовь к ребёнку;

- приверженность к диалоговым формам общения;

- уважения достоинства и доверие;

- ожидание успеха в решении проблем;

- свобода поступка, выбора, самовыражения;

- признание воли ребёнка;

- поощрение и одобрение самостоятельности, независимости.

Разрабатываются этапы деятельности в целях помощи детям в решении проблем.

Механизм педагогической поддержки ребёнка в решении жизненно важных проблем складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) – фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы (проговаривание её с самими школьником), совместная оценка проблемы с точки значимости её для ребёнка;

II этап (поисковый) – организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы(трудности), взгляд на ситуацию со стороны (приём «глазами ребёнка»);

III этап (договорный) – проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблему), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) – действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за её пределами, безотлагательная помощь школьнику)»;

V этап (рефлексивный) – совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысления ребёнком и педагогом нового опыта.

Основу содержания воспитания может составить базовая культура личности, как некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентацией личности позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.

Приоритетными направлениями в этой концепции являются следующие:

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Сущность понятия «музыкальный вкус»
Музыка, как и всякое искусство, доставляет человеку удовольствие. При редких встречах с музыкой подлинное удовольствие возникает редко и хранится недолго. А вот при постоянных и привычных встречах душевный подъем постепенно превращается в настрой души, заставляющий иначе жить, иначе думать и действ ...

Профессионально-ориентированная технология обучения
Цель: обеспечить проф.становление личности совр.конкурентно способного специалиста, готового к полноценной профессиональной уаправленческой, производственно-технологической, исследовательской, научно-методической деят-ти. Задачи: формирование у выпускника ценностных отношений к собственному проф.об ...

Подходы к оценке эффективности образовательных услуг средних профессиональных учебных заведений
Существующие подходы к оценке эффективности образовательных программ могут быть сгруппированы различным образом: показатели эффективности и показатели результативности. Обе группы показателей содержат как частные, так и общие показатели. Сам термин «эффективность», который в общем виде рассматривае ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru