Образование » Инновационный подход к организации воспитательной работы в специальной школе-интернате » Инновационный подход к организации воспитательной работы в школе - интернате

Инновационный подход к организации воспитательной работы в школе - интернате

Страница 1

Для понимания темы рассмотрим некоторые определения:

Шайденко Н.А. и Подзолков В.Г. рассматривают Воспитательную работу как систему специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков.

Комаров В.В. считает, что Воспитательная система это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Основная ее цель – личностное развитие школьников. Воспитательная система разворачивается из педагогической системы, выступающей ее основой. Воспитательная система – открытая система, взаимодействующая с социальным, природным, культурным окружением образовательного учреждения. Воспитательная система не статична: в ее развитии существует прошлое, настоящее и будущее. В ней действуют как механизмы сохранения и воспроизводства сложившихся способов жизнедеятельности, так и механизмы дезорганизации и обновления системы. Источниками развития воспитательной системы являются противоречия между тенденциями упорядоченности и хаоса – в форме противоречий между системой и личностью, традициями и инновациями.

Воспитательная система школы может иметь следующую структуру

Систему воспитания мы рассматриваем как ценностную, целенаправленную системообразующую деятельность субъектов воспитательного процесса в специально организованной среде, способствующей индивидуализации ребёнка в социуме.

Согласно энциклопедическому словарю Инновации – актуально значимые новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств. Нововведенческая работа в школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововведения (кристаллизация идей и проектирование хода их реализации); реализация нововведения; закрепление новшества.

Основой разработки системы инновационного подхода к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате может стать личностно-ориентированный подход и концепция «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития» (О.С. Газман).В процессе 80-х годов в отечественной педагогике и психологии начинает утверждаться личностно-ориентированная парадигма образования в противовес традиционно-консервативной парадигме или когнитивной (знаниевой). Личностно-ориентированная парадигма относится к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования.

Личностно-ориентированная система воспитания по Якиманской, одно из направлений гуманистического образования. Центром воспитательного процесса при личностно-ориентированном подходе становится личность ученика и потребности этой развивающейся личности, она осознается как цель воспитания, субъект воспитательной модели.

Основоположниками личностно-ориентированного подхода в воспитательной деятельности являются следующие ученые: А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Бернс, Я.Корчак, О.С.Газман, И.С.Якиманская и др.

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Воспитание с позиции личностно-ориентированного подхода рассматривается как процесс субъективного, личностно значимого обогащения жизненного опыта ребенка в комфортных условиях.

Основная цель – обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие: индивидуальность, самоактулизированная личность, самовыражение, субъект, субъектность, Я - концепция, выбор, педагогическая поддержка.

Личностно-ориентированное воспитание позволяет выделить основные его признаки:

- главная цель воспитания – развитие личности ребенка;

- личность выступает системообразующим фактором организации всего воспитательного процесса;

- педагоги и воспитанники являются полноправными субъектами этого процесса;

- ведущими мотивами воспитания, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов;

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Технология саморазвивающего обучения
Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением. СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы. Рис. – Технология саморазвивающего обучения ...

Внимание – понятие, виды, особенности
Г.В.Ф.Гегель писал - «Без внимания для духа ничего нет .Внимание образует поэтому начало образования». Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо: предмете, явлении, действии, мысли. Оно означает связь сознания человека с определенным объектом. Направленность сознания – ...

Методы и приёмы воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Обучение чтению учащихся младших классов вспомогательной школы является наиболее трудным разделом обучения русскому языку. Порядок изучения звуков и букв, слоговых структур определяется данными фонетики в современном её развитии. Но специфические особенности развития умственно отсталых школьников в ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru