Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют их высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. В числе факторов, негативно сказывающихся на состоянии здоровья, указываются: ухудшение условий окружающей среды, снижение уровня жизни, стресс, гиподинамия и другие.
Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы – сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания – принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное – возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.
Актуальными направлениями, существенно повышающими эффективность здоровьесбережения и здоровьеформирования в ходе физического воспитания детей в раннем возрасте, являются: модернизация проективных установок учебно-воспитательного процесса в соответствии с онтогенетическими и половозрастными закономерностями развития детей; реализация в практике технологий педагогического контроля физической подготовленности, учитывающих половозрастные индивидуальные характеристики физического развития; исключение из содержания физического воспитания афизиологичных средств; организация круглогодичной двигательной деятельности; коррекция организационных аспектов учебно-воспитательного процесса; адекватное проективным установкам медико-биологическое обеспечение физического воспитания; повышение уровня медико-биологической профессиональной компетентности учителей физической культуры.
В многолетних исследованиях экспериментально обоснована актуальность следующих организационно-методических условий реализации принципов: лабильности проективных установок: использование комплексной технологии оценки эффективности уроков физической культуры; приоритетное развитие выносливости, силы постуральных мышц и координационных способностей; соответствие физических нагрузок актуальному индивидуальному состоянию ребенка; перманентная коррекция учебно-воспитательного процесса; интенсификации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих детерминант: интеграция спортивно-педагогического и медико-биологического знания; повышение уровня профессиональной компетенции педагогов; определение степени травмоопасности физических упражнений; непрерывности и преемственности основных составляющих учебно-воспитательного процесса: обеспечение преемственности программ физического воспитания; приоритета личности ребенка: учет индивидуальных особенностей; использование средств контроля физической подготовленности, взаимосвязанных с показателями физического развития; решение социально-психологических задач физического воспитания; гуманизация учебно-воспитательного процесса.
Разработанная и экспериментально обоснованная теоретико-методологическая концепция здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста базируется на фундаментальных общепедагогических и медико-биологических принципах, обусловливающих природосообразное и индивидуально приемлемое физическое развитие ребенка и учитывающих современные тенденции гуманизации, а также интенсификации становления потенциальных психофизиологических возможностей ребенка в ходе обучения и воспитания, создают как объективные, так и личностные предпосылки для многолетнего физического совершенствования учащихся.
Педагоги-современники
"Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают: Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение со ...
Концепция Д.Б. Эльконина
и В.В. Давыдова
Выдающийся психолог Лев Семенович Выготский на основе ряда своих исследований установил, что развитие всякой психической функции в том числе и интеллекта ребенка, проходит через зону ближайшего развития, когда ребенок умеет что-то делать лишь в сотрудничестве со взрослым, и лишь за тем переходит на ...
Урок как основная форма учебно-воспитательной
работы в современной школе
«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок», - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы. Это указание в полной мере ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.