Специальных методик по диагностике способностей нет, а предлагаются "Критерии по определению способностей" по профилям кружков.
Для ДПТ.
1. пространственное представление.
2. художественное воображение.
3. мыслительные операции (аналитический склад ума, самоанализ).
4. чувство цвета.
5. ручная умелость.
Для кружков юннатской работы.
1. комуникативность.
2. наблыдательность.
3. умение анализировать.
4. эксперементальность.
5. концентрация внимания.
Для художественного отдела.
1. чувство ритма.
2. музыкальный слух.
3. музыкальная память.
4. интонирование.
5. работоспособность.
Примечание: педагог определяет способности детей методом наблюдения, и оценивает их по следующим критериям: высокие (В), средние (Ср), низкие (Н), выше среднего (Вср), ниже среднего (Нср).
Если у ребенка выявятся низкие способности, то педагогу предстоит индивидуальная работа по их развитию.
Интерес
– эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
Интерес может быть: - непосредственный (к самому процессу деятельности), процессу познания, труда, творчества и опосредованный (к результатам деятельности);
- пассивный (человек ограничивается восприятием интересующего объекта);
- активный (человек действует, овладевая объектом интереса, занимаясь творчеством в интересующей области);
- длительным и кратковременным.
Уровни развития интереса.
1. Высокий уровень
2. Выше среднего
3. Средний
4. Ниже среднего
5. Низкий.
Воспитанникам предлагается оценить по 5-ти бальной системе сферы их интересов. 1 балл – сфера не значима для учащихся, 2 балла – малозначима, 3 балла – сфера средней значимости, 4 балла – значима, 5 баллов – очень значима.
Сферы интересов.
1. Телевидение, радио.
2. Общение в семье.
3. Учеба.
4. Спорт, занятия физкультурой.
5. Общение с противоположным полом.
6. Домашний труд.
7. Общение с педагогом, руководителем.
8. Музыка.
9. Бизнес.
10. Кино.
11. Коллектив.
12. Одежда.
13. Самовоспитание личности.
14. Общение с друзьями.
15. Живопись, рисование, лепка и т. д.
16. Походы.
17. Экскурсии, краеведение.
18. Техническое творчество.
19. Общение с природой.
20. Чтение художественной литературы.
21. Изготовление своими руками каких-либо изделий.
22. Другие виды творческой деятельности.
23. Занятие без особой цели – ничегонеделание.
Ключ к методике "Сферы интересов".
Широта интересов по числу различных высокозначимых сфер интересов (если значимость сферы равна или больше 4 баллов).
Интересы к трудоемким, активным видам деятельности учитываются оценки 4 и 5 по вопросам № 3, 4, 6, 9, 13, 15, 16, 17, 18, 21, 22. Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5): общение №2, 5, 7, 14, 19, развлечение № 1, 8, 10, 12, 20, творческая деятельность № 15, 16, 18, 21, 22, коллектив группы № 11, организуемый взрослыми труд № 3, 6, самовоспитание №13.
С помощью качественного анализа педагог определяет, какие виды общения, развлечения творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащегося или для группы в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение пассивных и активных интересов.
Потребности
– это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности.
Диагностика по изучению потребностей.
Внимательно прочитайте каждый вопрос и отметьте ваше мнение по одной из четырех градаций:
1. нет
2. скорее "нет", чем "да"
3. скорее"да", чем "нет"
4. да
1) В свободное время характерно ли для вас стремление быть больше с людьми?
2) Часто ли у вас возникает желание развлечься одним из способов: послушать музыку, почитать художественную литературу, посетить театр или пойти на выставку?
3) Возникает ли у вас желание участвовать в разработке и создании чего-либо нового, но не признанного?
4) Можете ли вы долго "просидеть" без дела?
5) Возникает ли у вас неудовлетворенность оттого, что ваши знания меньше, чем могли бы быть?
Обработка данных.
Высокие баллы (3, 4) свидетельствуют о потребности ребенка:
1. Потребность в общении
2. В развлечении
3. В творческом поиске
4. В деятельности
5. В познании нового
Анкета для родителей.
1. Какие общие увлечения у вас с детьми?
2. В каком кружке вы хотели бы, чтобы ваш ребенок занимался?
3. Одобряете ли вы выбор вашего ребенка?
Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению
Симптоматика кризиса детства не так ярка и демонстративна в сравнении, скажем, с кризисом трех лет. Одним из первых в отечественной психологии кризис семи лет описал Л.С. Выготский. Он зафиксировал, что при переходе от дошкольного к отроческому периоду ребенок резко меняется и становится более труд ...
Методика организации допрофильной подготовки учащихся II ступени в общеобразовательных учебных заведениях
Предлагаемые рекомендации разработаны в соответствии с Концепцией профильного обучения в старшей школе, утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Украины от 25.09. 2003г. №10/12-2, Концепцией общего среднего образования (12-летняя школа), утвержденной Постановлением совместног ...
Этапы становления технологического образования в
России
Для того чтобы совершенствовать настоящее во имя будущего, нужно очень хорошо знать прошлое. Возрастают требования к научной обоснованности всего учебно-воспитательного процесса, к глубоким знаниям истории педагогики. Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.