Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся педагоги прошлого. Так Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" не раз выступает против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон и тем обезличивает их.
На исключительную важность учета индивидуальных особенностей человека, его способностей при выборе профессии указывали многие выдающиеся педагоги, отмечая, что индивидуальные особенности человека играют огромную роль в том труде, которым он занят. Одно и то же дело люди выполняют по разному, исходя из своих природных или приобретенных в течении жизни индивидуальных качеств.
Под способностями понимается совокупность относительно стойких, хотя и изменяющихся под влиянием воспитания черт личности, образующих такую динамическую структуру, которая на основе компенсации одних качеств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой (спортивной) деятельности, ее выполнение и совершенствование в ней.
Большинство специалистов сходится в мнении о том, что способности - это индивидуально-психологические свойства личности, от состояния которых зависит легкость приобретения знаний, умений и навыков в избранном виде деятельности.
Различают общие и специальные способности, а также общие творческие и специальные творческие способности личности. Возникает вопрос, как соотносятся между собой данные понятия?
В широком историческом контексте сложились две теории: теория врожденных способностей (Френсис Гальтон, конец 19 в.) и теория формируемых способностей. Согласно последней, способности не даны от рождения, они развиваются в процессе жизни человека. Вместе с тем теория формирования способностей не отрицает опосредованного влияния наследственного фактора. Это влияние на развитие способностей осуществляется в процессе обучения и деятельности.
Таким образом, теория формируемых способностей рассматривается как методологическое основание для организации учебно-воспитательного процесса.
Психическое развитие ребенка также связывают со становлением его способностей. При этом способности понимаются как складывающиеся при жизни опосредствованные системы способов ориентировки в действительности. Выделяя тенденцию интерпретации познавательных способностей, Л.А. Венгер подчеркивал, что последние не только являются результатом культурно-исторического развития человека, но и позволяют ребенку самостоятельно взаимодействовать с культурой.
Термин "способность" имеет в русском языке несколько смыслов.
По толковому словарю Д.Н. Ушакова:
1) природное дарование,
2) возможность, умение что-нибудь делать. Прилагательное "способный" обычно понимается в первом словарном значении (например, "способная ученица", "способный молодой ученый").
В философском словаре "способности - в широком смысле - психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности", и далее: под способностями в специальном смысле понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенной деятельности.
По определению Н.С. Лейтеса (2000), способности - это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.
Говоря о психологических способностях, можно отметить, что ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ психологических требований, предъявляемых человеку различными видами деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств (качеств, особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще или конкретного ее вида (в данном случае - изобразительной деятельности) в частности. Выполнение любого вида деятельности предполагает определенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками
Знания, умения, навыки рассматриваются как один из компонентов способности, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения знаний, умений, навыков.
Исследования в области проблемного
обучения
Зарубежный опыт. В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательску ...
Уровень притязаний младшего школьника
Термин "уровень притязаний" был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф. Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, интерпретируя его как цель последующего действия. Ф. Хоппе вв ...
Психические особенности развития навыков самоконтроля
у младших школьников
Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в контроле своих усилий. Как сделать, чтобы ученик совершал усилия не ради учительской похвалы или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешнего контроля снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя контролирующая инстанция - самоконтрол ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.