Образование » Интегративный урок музыки

Интегративный урок музыки

Страница 2

Необходимо отметить, что в практической деятельности педагога нередко возникают ситуации, требующие особого вмешательства. Они характеризуются аффективными нарушениями во взаимоотношениях учащихся как между собой, так и с конкретным учителем.

Для решения этой проблемы используется способность драматизации к разрешению детских конфликтов па материале художественных произведений, в которых есть развернутый сюжет, наличие конфликта и яркие театральные образы (положительные и отрицательные герои).

Использование метода драматизации па интегративном уроке музыки определяется нами как способ теоретического и практического овладения музыкальным материалом, художественными знаниями, умениями и навыками, соответствующий задачам личностно ориентированного музыкального образования.

Традиционный и интегративный урок музыки имеют общие параметры — цель, задачи, мотивы, способы управления деятельностью учащихся, однако различаются по содержанию и технологиям проведения.

В первом случае цель и образовательные задачи открыты, преобладают учебные мотивы, обучение осуществляется через включение в учебную деятельность; во втором они скрыты (или открыты, по опосредованы художественно-игровой задачей), преобладают игровые мотивы, стремление войти в игровую ситуацию, обучение происходит посредством включения в полихудожественную и игровую деятельность.

Традиционно в способе управления учебной деятельностью школьников преобладает прямое обучающее воздействие; на иитегративном уроке организуется инновационная, познавательная, игровая и полихудожественная деятельность, сочетающая косвенное и прямое воздействие па учащихся.

Мы выделяем несколько видов интегративных уроков музыки:

• уроки овладения новыми знаниями (моноурок, построенный па изучении одного классического, художественного, драматического произведения или творчества одного композитора, художника, драматурга, или урок-беседа);

• уроки формирования и усвоения умений и навыков (включающие театрализованные игры и драматизации);

• уроки обобщения и систематизации знаний (урок-конкурс, урок-путешествие);

• уроки повторения, комплексного применения знании, умений и навыков (включают в себя различные виды художественной деятельности и самостоятельную работу учащихся — вокальные, инструментальные, драматические импровизации, диалоги, инсценировку песен, сказок, иллюстрации к рассказам): комбинированные уроки, па которых решаются одновременно несколько образовательных задач (урок-концерт, урок-образ, урок-спектакль) — заключительные уроки четверти, полугодия, года.

Проведение игры-драматизации на интегративном уроке музыки требует от педагога не только специальных музыкальных способностей, по и знания элементов актерской техники и основ режиссуры, ярко выраженной эмпатии - способности к внутреннему, душевному перевоплощению. Вследствие этого педагог-музыкант выступает в качестве: актера, режиссера, драматурга; постановщика музыкального спектакля, инсценировок, музыкальных конкурсов, путешествий. КВН; дирижера, импровизатора, концертмейстера; лектора, рассказчика; психотерапевта; игротехника.

Интегратнвный урок складывается из различных видов художественной деятельности, однако представляет собой целостную систему, основанную на межпредметных связях. Его важнейшей задачей является воспитание личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства.

Как целостная художественно-педагогическая форма, он должен иметь свои специфические методические особенности: организацию сопереживания, постижения нравственно-эстетической сущности искусства, а затем уже получение знаний, умений и навыков.

Включение в интегратпвным урок музыки игр-драматизаций позволяет не только внести детей в мир большого искусства, но и организовать его по законам театрального действия.

Например, правомерно говорить о сюжете урока музыки, однако, в отличие от театральной постановки музыкально-сценического произведения, урок включает не только само действие, но может содержать биографические сведения о композиторах, писателях, драматургах, об истории создания художественных произведений, т.е. то, что должен знать учащийся при изучении предмета.

Само произведение, предназначенное для инсценирования, может включаться не целиком, а фрагментарно.

В ходе урока музыки один и тот же ученик может оказаться не только активным участником музыкально-сценического действия, по и зрителем, слушателем, критиком, композитором, режиссером, дирижером, билетером и т.п.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Значение правильной осанки
Осанка -привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и по ...

Представление урока в рамках категории Ситуации
Представление сложно организованной деятельности как ситуации связано с тем, что в ней выделяется, во-первых, набор различных позиций, каждая из которых имеет свои основания и, во-вторых, набор процессов, отнесенных к той или иной позиции или к их взаимодействию. Модель ситуации, поэтому может вклю ...

Технология группового и коллективного взаимодействия
Обеспечивает одновременно эффективное решение развивающих, воспитательных задач. Совместная учебная деят-ть играет решающую роль в достижении след.целей: 1. развитие мышления обучающегося в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач. 2.создание доп.мотивации в учении в результа ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru