Образование » Интегративный урок музыки

Интегративный урок музыки

Страница 1

Организация интегративных уроков музыки в школе определяется нами как путь к творческому отражению жизненных реалий в доступной для учащихся художественной форме — игры-драматизации, которая помогает становлению и развитию личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей.

В музыкальном образовании она выступает в качестве:

- средства достижения педагогических целей и задач (развитие художественно-творческих и музыкальных способностей, мышления, воображения, креативности);

- метода творческого взаимодействия педагога и учеников;

- организационной формы занятий. На интегративных уроках музыки игра-драматизация обычно организуется по сюжету литературного или сценического произведения, в ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в "лицах", при помощи комплекса выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, мимики, жеста, позы, мизансцены (группировки).

Сценарий не всегда является жестким каноном и может быть лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация. Л.С. Выготский считал, что в любой игре присутствует драматизация.

Для выявления особенностей применения метода драматизации в музыкальном образовании выделим и проанализируем его основные функции — культурологическую, воспитательную, развивающую, коммуникативную, гносеологическую, компенсаторную, обучающую и терапевтическую.

Культурологическая функция — одна из важнейших: учащиеся не только получают впечатления от произведений художников, поэтов, композиторов, но и учатся воспринимать окружающую действительность по законам эстетики, что, в свою очередь, активизирует формирование и развитие их художественных интересов, вкусов и потребностей, помогает в создании художественно-игровых образов.

Благодаря знакомству с разнообразными произведениями искусства формируются не только эстетические чувства, восприятия, оценки, идеалы, но и художественная культура каждого учащегося.

Воспитательная функция заключается в том, что у учащихся вырабатываются ценностные ориентации, развивается инициатива, самостоятельность, взаимопомощь, класс объединяется в единый коллектив.

Различные по содержанию игры-драматизации способствуют воспитанию эстетических вкусов и потребностей, волевых качеств и мировоззрения, помогают накоплению нравственно-эстетического опыта ученика.

В процессе драматизации развиваются быстрота реакции, гибкость ума и поведения, внимание, память, мышление в единстве репродуктивного и продуктивного компонентов, художественные способности, поэтому можно говорить о ее развивающей функции. Реализация последней осуществляется с помощью различных ролей, проигрывание которых способствует развитию образно-ассоциативного мышления, игрового видения, воображения и фантазии.

С развивающей тесно связана коммуникативная функция, обеспечивающая формирование навыков общения. Выступая в определенной роли, учащиеся взаимодействуют с другими участниками, приобретая таким образом навыки общения.

Гносеологическая функция заключается в познании новых фактов, событий, явлений окружающей жизни с помощью зрительного, слухового и музыкального восприятия, воспитании умения "наблюдать" за развитием музыкально-сценического образа и драматического действия.

Драматизация компенсирует у детей потребность в эмоциональном общении, а также создает оптимальные условия для развития художественных способностей, так как ученик может проявить себя не только в одном виде художественной деятельности, а в нескольких одновременно. Таким образом, данный метод выполняет компенсаторную функцию.

Драматизация как учебный метод способствует усвоению разносторонних знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам, театральному искусству, живописи, вырабатывает исполнительские умения и навыки. Поскольку в процессе драматизации театрализуются не только персонажи литературных и художественно-сценических произведений, по и элементы музыкального языка, которые изучают школьники в процессе урока, можно выделить обучающую функцию.

Терапевтическая функция метода драматизации известна давно. В медицине широко применяется термин "психодрама". Самое общее определение значения психодрамы — это соединение театра с терапией, которое позволяет создать условия для естественного выражения своего "я" в выбранной роли, лучше попять самого себя, снять конфликтные ситуации в коллективе.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка
Мы работаем с личностью ребенка путем изучения его интересов, способностей, мотивации и межличностных отношений в коллективе. Почему мы изучаем именно индивидуальные качества ребенка? потому что дети разные, с различными способностями, интересами, с неодинаковой мотивацией к обучению, с различным т ...

Проблема изучения основных свойств внимания
Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора. Целый ряд профессий предъявляет повышенные требования к определенным свойствам внимания. К примеру ...

Из опыта роботы учителей по использованию элементов множеств в обучении математике в начальных классах
Изучая опыт работы учителей по журналам «Начальная школа», «Башkортостан уkытыусыhы», методических разработок, нашли много примеров по использованию множеств в обучении. Например: в журнале «Начальная школа» учительница начальных классов Оксана Вышарь из г. Кемерово дает разработку урока на тему «З ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru