Конечно, рассуждения древних теоретиков в чем-то наивны. Но сама идея о способности музыки воздействовать на нравы не только в благоприятном направлении не должна быть забыта. Таким образом, формируя у человека хороший вкус, мы воспитываем его нравственно.
Многие видные российские ученые, поднимая тему развития музыкального вкуса человека, отмечали три основных момента, на которых держится этот процесс: восприятие, размышление и оценка.
Психологические факторы, влияющие на процесс развития музыкально вкуса, обычно классифицируют на внутренние и внешние.
Одно из важнейших условий развития музыкального вкуса – правильно организованный процесс восприятия музыки.
Восприятие музыки – это внутренняя сущность любой формы проявления музыкальной деятельности. Не случайно Г.М. Коган считал, что в основе всякой культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна, не может быть никакой культуры.
Человек не может воспринимать и одновременно реагировать на множество раздражителей. Лишь некоторые он выделяет и осознает с отчетливостью. Эта особенность человеческой техники связана с избирательностью восприятия и характеризует также объем внимания.
Поле восприятия и объем внимания нужно расширять постепенно.
На основе этих навыков активного восприятия и первого критического суждения появляется большой интерес и удовлетворение от подлинно художественной музыки во всех ее видах, включая сюда и образы народного творчества, и доступные произведения великих композиторов прошлого и самую разнообразную по жанрам, но высококачественную музыку современных авторов.
Развитие музыкального вкуса осуществляется успешнее при условии повторения музыкальных восприятий. Наиболее эффективнее восприятие музыки идет, если знания и умения приходят в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в незнакомые еще уму вещи, чувство слушателей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни.
К сожалению, до сих пор вопросу восприятия в нашей культурно-досуговой практике уделяется недостаточно внимания, особенно при выборе музыкального материала для культурно-досуговых программ. Вместе с тем нельзя успешно заниматься музыкальной деятельностью, если не развито восприятие.
Полноценное восприятие музыкальных произведений предполагает – слушание и понимание. Эти два процесса тесно связаны с такими понятиями как «любить музыку» и «понимать музыку».
Любить музыку – значит испытывать потребность в общении с нею, переживать ее, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать же музыку – значит воспринимать ее сознательно, отдавать себе отчет в ее содержании и, в какой-то мере, в ее форме.
Надо сказать, что понятия «любить» и «понимать» применительно к восприятию музыки часто отождествляются. Иногда они и противопоставляются: «Я музыку люблю, хотя ее и не понимаю».
Известно множество таких примеров, когда слушатели очень мало и даже ничего о музыке не знающие, любят и переживают музыку. Однако можно с уверенностью сказать, что восприятие слушателей, имеющих подготовку, имеющих знания о музыке, глубже, сознательнее, ярче. И, что особенно важно, круг произведений, которые они способны эмоционально воспринять, сложнее и шире. Но бывает и так, что довольно сложные произведения глубоко воспринимаются слушателями неподготовленными. В таких случаях можно с уверенностью сказать, что речь идет о людях в той или иной мере одаренных. Недаром в структуру музыкальных способностей выдающийся ученый, профессор Теплов включил не только слух, но и эмоциональную отзывчивость на музыку.
Анализируя понятие музыкальный вкус, можно выделить его просветительскую, прогностическую функцию, доказывая, что это не застывшее понятие, а действенное, изменяющееся в своем развитии. Уровень развития музыкального вкуса, неразрывно связанный с музыкальной культурой личности, постоянно ею совершенствуется. Благодаря этим усилиям человеку открывается мир звуковых представлений и впечатлений, дающий чувство свободы, познания красоты и самодостаточности.
Влияние игры на устную речь ребенка
Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка. О возникновении игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации, создающие возможность манипулирования и действий с предметами. Без умения удерживать предмет ...
Содержание и задачи физического воспитания детей дошкольного
возраста
В дошкольный возраст ребенок вступает, достаточно хорошо ориентируясь в привычной среде, умея обращаться со множеством доступных ему общественных предметов. В этот период его начинают интересовать вещи, выходящие за рамки конкретной наличной ситуации. Расширяются круг общения ребенка и круг его инт ...
Учебная деятельность как ведущая деятельность
младшего школьника
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в разви ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.