Образование » Развитие музыкального вкуса молодежи средствами культурно-досуговой деятельности » Сущность понятия «музыкальный вкус»

Сущность понятия «музыкальный вкус»

Страница 3

Конечно, рассуждения древних теоретиков в чем-то наивны. Но сама идея о способности музыки воздействовать на нравы не только в благоприятном направлении не должна быть забыта. Таким образом, формируя у человека хороший вкус, мы воспитываем его нравственно.

Многие видные российские ученые, поднимая тему развития музыкального вкуса человека, отмечали три основных момента, на которых держится этот процесс: восприятие, размышление и оценка.

Психологические факторы, влияющие на процесс развития музыкально вкуса, обычно классифицируют на внутренние и внешние.

Одно из важнейших условий развития музыкального вкуса – правильно организованный процесс восприятия музыки.

Восприятие музыки – это внутренняя сущность любой формы проявления музыкальной деятельности. Не случайно Г.М. Коган считал, что в основе всякой культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна, не может быть никакой культуры.

Человек не может воспринимать и одновременно реагировать на множество раздражителей. Лишь некоторые он выделяет и осознает с отчетливостью. Эта особенность человеческой техники связана с избирательностью восприятия и характеризует также объем внимания.

Поле восприятия и объем внимания нужно расширять постепенно.

На основе этих навыков активного восприятия и первого критического суждения появляется большой интерес и удовлетворение от подлинно художественной музыки во всех ее видах, включая сюда и образы народного творчества, и доступные произведения великих композиторов прошлого и самую разнообразную по жанрам, но высококачественную музыку современных авторов.

Развитие музыкального вкуса осуществляется успешнее при условии повторения музыкальных восприятий. Наиболее эффективнее восприятие музыки идет, если знания и умения приходят в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в незнакомые еще уму вещи, чувство слушателей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни.

К сожалению, до сих пор вопросу восприятия в нашей культурно-досуговой практике уделяется недостаточно внимания, особенно при выборе музыкального материала для культурно-досуговых программ. Вместе с тем нельзя успешно заниматься музыкальной деятельностью, если не развито восприятие.

Полноценное восприятие музыкальных произведений предполагает – слушание и понимание. Эти два процесса тесно связаны с такими понятиями как «любить музыку» и «понимать музыку».

Любить музыку – значит испытывать потребность в общении с нею, переживать ее, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать же музыку – значит воспринимать ее сознательно, отдавать себе отчет в ее содержании и, в какой-то мере, в ее форме.

Надо сказать, что понятия «любить» и «понимать» применительно к восприятию музыки часто отождествляются. Иногда они и противопоставляются: «Я музыку люблю, хотя ее и не понимаю».

Известно множество таких примеров, когда слушатели очень мало и даже ничего о музыке не знающие, любят и переживают музыку. Однако можно с уверенностью сказать, что восприятие слушателей, имеющих подготовку, имеющих знания о музыке, глубже, сознательнее, ярче. И, что особенно важно, круг произведений, которые они способны эмоционально воспринять, сложнее и шире. Но бывает и так, что довольно сложные произведения глубоко воспринимаются слушателями неподготовленными. В таких случаях можно с уверенностью сказать, что речь идет о людях в той или иной мере одаренных. Недаром в структуру музыкальных способностей выдающийся ученый, профессор Теплов включил не только слух, но и эмоциональную отзывчивость на музыку.

Анализируя понятие музыкальный вкус, можно выделить его просветительскую, прогностическую функцию, доказывая, что это не застывшее понятие, а действенное, изменяющееся в своем развитии. Уровень развития музыкального вкуса, неразрывно связанный с музыкальной культурой личности, постоянно ею совершенствуется. Благодаря этим усилиям человеку открывается мир звуковых представлений и впечатлений, дающий чувство свободы, познания красоты и самодостаточности.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Принцип монизма
Теория развивающего обучения В. В. Давыдова [8] основывается на гипотезе Л. С. Выготского [5] о том, что обучение определяет характер психического развития учащихся. Развитие, по словам Выготского, осуществляется на культурно-историческом материале. Взрослые создают такие условия (социальная ситуац ...

В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский о педагогическом мастерстве учителя
В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для по ...

Методика оценки эффективности деятельности среднего профессионального учебного заведения
При анализе показателей, на основе которых определяется эффективность деятельности средних профессиональных учебных заведений, наиболее дискуссионными являются финансово-экономический и инфраструктурный, т.е. количество разработанных образовательным учреждением денег и общее количество имеющихся в ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru