М.П. Блинова, изучая проблемы развития музыкального вкуса, рассматривает физиологические основы музыкальных эмоций, музыкальных представлений, индивидуальных различий в отношении к музыке и некоторые другие вопросы.
Н.Л. Гродзенская считает, что развитие музыкального вкуса напрямую связана с развитием широкого музыкального кругозора, пониманием музыкального искусства. Н.Л. Гродзенская считает пение важнейшим фактором развития музыкального вкуса, активной формой самовыражения. Но, что, как и зачем петь, ей далеко не безразлично: эти вопросы постоянно волнуют ее. «Маяком» для нее остается музыкальный вкус, и ведущая роль в решении этой проблемы отводится репертуару.
Прокладывая новые пути, обосновывая новые принципы и методы музыкального воспитания в школе, Д.Б. Кабалевский стремился по его собственным словам, «исходить из музыки и на музыку опираться». Главной целью его методики музыкального воспитания являлась закладка в школьниках основ музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры. Сущностью же музыкальной культуры, по мысли Д.Б. Кабалевского, является способность воспринимать и осознавать музыку, как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное.
В концепции Д.Б. Кабалевского формирование музыкальной культуры школьников определяется последовательным развитием их музыкального вкуса.
Вслед за Кабалевским Н.А. Зубачевская считает, что изучать музыку в школе нужно не как учебный предмет, а как некое явление в мире, чтобы школьники учились слышать в музыке приливы и отливы моря жизни.
И. Кудрявцева говорит, что музыка не должна быть ни забавой, ни развлечением, а пространством, где человек учится воспринимать мир, переживать порождаемые ею эмоции, чтобы сделать их привычной и необходимой потребностью.
Рассматриваемое понятие аксиологично, т.к. подразумевает определенные оценки, которые возникают в процессе восприятия музыкальных произведений, размышлений о них, эмоциональных представлений и ассоциаций. Вкус трактуется как философское понятие, которое вносит гармонию в мироощущение каждого человека, определяя тем самым его поступки, образованность, принципы, жизненные позиции.
Анализ многообразия определений понятия «музыкальный вкус» позволил выделить основные подходы к рассматриваемой дефиниции:
- как эстетическое понятие, затрагивает обе стороны человеческого естества – чувственность и рационализм;
- как аксиологическое понятие, трактуется как определенный уровень музыкальных предпочтений, дающих возможность отличать и ценить прекрасное в музыке;
- как философское понятие, подразумевает определенный уровень мышления, восприятия жизненных явлений, поведение и поступки каждого человека;
- как историческое понятие, рассматривается в контексте исторического развития общества и обусловленное этим развитием;
- как социологическое понятие, оценку вкуса соотносит с социально обусловленными потребностями человека.
Многоплановость характеристик музыкального вкуса влечет за собой многоступенчатость исследования каждого из его компонентов, а также процесса возникновения проявлений вкуса.
Анализируя литературу по проблеме можно сформулировать вывод, что сформировать хороший музыкальный вкус трудно, но можно.
Если ребенок с малых лет постоянно слышит хорошие песни, музыку, у него формируется тонкий вкус. И когда он, например, в самом трудном, подростковом возрасте встретится с дешевой, развлекательной музыкой, у него уже будет выработан иммунитет, он легко отличит истинное искусство от подделки.
В Древнем Китае и Древней Греции независимо друг от друга это поняли (иногда, кажется, лучше, чем наши современники) еще тысячи лет тому назад. В Древней Греции Платон и Аристотель, смешивая различные мелодии, развивали светлые стороны личности человека и уменьшали влияние темных. В Древнем Китае считалось, что фальшивые звуки возбуждают злые чувства и свидетельствуют о расстройстве дел в государстве. Поэтому высота звукоряда и строй музыкальных инструментов устанавливались правительственными декретами, самовольное отступление от них каралось законом. «Когда музыка пуста и порочна, - писал китайский философ того времени Сюнь Цзы, – народ распущен и ленив, дик и достоин презрения. Когда народ распущен и ленив, возникают беспорядки, слабеет армия, становятся хрупкими стены и враги угрожают Поднебесной».
Психофизиологические основы чтения в норме и при умственной отсталости
Чтение, как вид деятельности, можно определить как процесс декодирования, то есть воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Он состоит из серии отдельных операций: опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи); слияние нескольких букв в слог (навык слогослияния); с ...
Методологические основы методики обучения истории
Вопрос о научном статусе методики обучения истории, равно как и методик других учебных предметов, был в центре активных педагогических дискуссий в 50–80-е гг. прошлого века. Тогда её относили к числу и исторических (А.И.Стражев), и педагогических (П.В.Гора, С.А.Ежова и др.) дисциплин. В современном ...
Концепция Л.В. Занкова
В конце 50-х гг. XX века, научным коллективом под руководством Л.В. Занкова, было предпринято масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Усилия исследователей были направлены на разработку дидактической системы обучения младших школьников ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.