Образование » Развитие музыкального вкуса молодежи средствами культурно-досуговой деятельности » Сущность понятия «музыкальный вкус»

Сущность понятия «музыкальный вкус»

Страница 2

М.П. Блинова, изучая проблемы развития музыкального вкуса, рассматривает физиологические основы музыкальных эмоций, музыкальных представлений, индивидуальных различий в отношении к музыке и некоторые другие вопросы.

Н.Л. Гродзенская считает, что развитие музыкального вкуса напрямую связана с развитием широкого музыкального кругозора, пониманием музыкального искусства. Н.Л. Гродзенская считает пение важнейшим фактором развития музыкального вкуса, активной формой самовыражения. Но, что, как и зачем петь, ей далеко не безразлично: эти вопросы постоянно волнуют ее. «Маяком» для нее остается музыкальный вкус, и ведущая роль в решении этой проблемы отводится репертуару.

Прокладывая новые пути, обосновывая новые принципы и методы музыкального воспитания в школе, Д.Б. Кабалевский стремился по его собственным словам, «исходить из музыки и на музыку опираться». Главной целью его методики музыкального воспитания являлась закладка в школьниках основ музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры. Сущностью же музыкальной культуры, по мысли Д.Б. Кабалевского, является способность воспринимать и осознавать музыку, как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное.

В концепции Д.Б. Кабалевского формирование музыкальной культуры школьников определяется последовательным развитием их музыкального вкуса.

Вслед за Кабалевским Н.А. Зубачевская считает, что изучать музыку в школе нужно не как учебный предмет, а как некое явление в мире, чтобы школьники учились слышать в музыке приливы и отливы моря жизни.

И. Кудрявцева говорит, что музыка не должна быть ни забавой, ни развлечением, а пространством, где человек учится воспринимать мир, переживать порождаемые ею эмоции, чтобы сделать их привычной и необходимой потребностью.

Рассматриваемое понятие аксиологично, т.к. подразумевает определенные оценки, которые возникают в процессе восприятия музыкальных произведений, размышлений о них, эмоциональных представлений и ассоциаций. Вкус трактуется как философское понятие, которое вносит гармонию в мироощущение каждого человека, определяя тем самым его поступки, образованность, принципы, жизненные позиции.

Анализ многообразия определений понятия «музыкальный вкус» позволил выделить основные подходы к рассматриваемой дефиниции:

- как эстетическое понятие, затрагивает обе стороны человеческого естества – чувственность и рационализм;

- как аксиологическое понятие, трактуется как определенный уровень музыкальных предпочтений, дающих возможность отличать и ценить прекрасное в музыке;

- как философское понятие, подразумевает определенный уровень мышления, восприятия жизненных явлений, поведение и поступки каждого человека;

- как историческое понятие, рассматривается в контексте исторического развития общества и обусловленное этим развитием;

- как социологическое понятие, оценку вкуса соотносит с социально обусловленными потребностями человека.

Многоплановость характеристик музыкального вкуса влечет за собой многоступенчатость исследования каждого из его компонентов, а также процесса возникновения проявлений вкуса.

Анализируя литературу по проблеме можно сформулировать вывод, что сформировать хороший музыкальный вкус трудно, но можно.

Если ребенок с малых лет постоянно слышит хорошие песни, музыку, у него формируется тонкий вкус. И когда он, например, в самом трудном, подростковом возрасте встретится с дешевой, развлекательной музыкой, у него уже будет выработан иммунитет, он легко отличит истинное искусство от подделки.

В Древнем Китае и Древней Греции независимо друг от друга это поняли (иногда, кажется, лучше, чем наши современники) еще тысячи лет тому назад. В Древней Греции Платон и Аристотель, смешивая различные мелодии, развивали светлые стороны личности человека и уменьшали влияние темных. В Древнем Китае считалось, что фальшивые звуки возбуждают злые чувства и свидетельствуют о расстройстве дел в государстве. Поэтому высота звукоряда и строй музыкальных инструментов устанавливались правительственными декретами, самовольное отступление от них каралось законом. «Когда музыка пуста и порочна, - писал китайский философ того времени Сюнь Цзы, – народ распущен и ленив, дик и достоин презрения. Когда народ распущен и ленив, возникают беспорядки, слабеет армия, становятся хрупкими стены и враги угрожают Поднебесной».

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Урок - это классическая форма передачи знаний
Урок - это классическая форма передачи знаний. Настрой, с которым учитель приходит в класс фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся, дисциплину на уроке, качество урока, успешность процесса и результат. Излишняя легкость и веселость приводит к повыш ...

Планирование работы по направлениям детского клуба
Дополнительное образование обладает возможностями предоставления широкого спектра образовательных и досуговых услуг на основе изучения потребностей детей, родителей и школы в организации свободного времени детей и подростков, необходимой потребности учиться жить, приспосабливаться жизни и освоить р ...

Общее понятие о способностях
Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся педагоги прошлого. Так Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" не раз выступает против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон и тем обезличивает их. На исключительную важность учета индивидуальных особенностей челове ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru