Образование » Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании непредметных образов » Развитие творчества в непредметном рисовании

Развитие творчества в непредметном рисовании

Страница 1

Проблемы непредметного рисования до настоящего времени в педагогике рассмотрены крайне ограничено, однако, сам феномен непредметного рисования известен в науке, как важнейшая часть одного из направлений психотерапии - так называемой, арт-терапии.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Термин "арт-терапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством.

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь - изобразительной и творческой деятельности.

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель - гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро - и макросреде.

Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу.

В качестве механизма воздействия арт-терапии, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Важнейшим компонентом арттерапевтического взаимодействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

По мнению К. Юнга (1991), искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

3. Фрейд отмечал преимущества рисунка перед словами, в частности, в описании сновидений и фантазий. Ученый считал, что во время сна люди переживают зрительные образы, при словесном воспроизведении которых зачастую возникают затруднения. Посредством изобразительного творчества, считал 3. Фрейд, активизируются компенсаторные процессы в психике, которые не только приводят к разрешению внутрипсихических конфликтов, но и способствуют развитию личности.

С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением человеку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые человеком продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.

Механизм воздействия арт-терапии состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать жизненную ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Другой механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение".

В психологическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер - в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению субъектов рисованию. При занятиях непредметным рисованием важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Самоконтроль как элемент учебной деятельности
Учебная деятельность ― ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий. Учебная деятельность представляет собой деятельность, направл ...

Планирование учебно-воспитательного процесса на учебный год
Годовой план-график является общим документом планирования, в котором в самых общих чертах определяется порядок размещения учебных занятий (УЗ), связанных с выполнением требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, с решением задач по развитию различных физических качеств, сдачей ...

Влияние этнического фактора на поведение студенчества
Студенческая среда – это одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов. В крупные города приезжает учиться молодежь практически из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Именно в ВУЗах встречаются представители самых разнообразных этнических групп, и вступают в контак ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru