Образование » Виды игр в активизации учебно-познавательного интереса при обучении экономике » Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"

Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"

Страница 1

Цель игры - ознакомление участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, практическое закрепление навыков распределения поступивших доходов, сведение баланса доходов и расходов; формирование умений коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время.

Содержание. В игре моделируется процесс распределения доходов семьи по основным расходным статьям бюджета, сведение баланса доходной и расходной части семейного бюджета.

Первый этап (4-5 мин). Участники объединяются в семьи (группы по 7-8 человек, желательно примерное равенство мальчиков и девочек). Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли:

1. Муж.

2. Жена.

3. Сын.

4. Дочь.

5. Свекор - отец мужа.

6. Свекровь - мать мужа.

7. Тесть - отец жены.

8. Теща - мать жены.

При неполной семье (в группе 4-5 человек) желательно распределить сначала первые роли. Группа решает вопрос об общей фамилии семьи.

Второй этап (5-10 мин). Участники составляют характеристику семьи, обсуждая группой следующий перечень вопросов: игровое имя и возраст каждого члена семьи; предполагаемое место работы (профессия, квалификация) или учебы, наличие пенсии; предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии) каждого члена семьи; возможные источники других доходов семьи (их размер и законность); итоговая сумма ежемесячного дохода семьи. В то время как участники работают над составлением потребительского бюджета своей семьи, "эксперт" внимательно знакомится с характеристиками каждой семьи на предмет выявления соответствия возраста, профессии, квалификации, размера заработной платы ее членов. Если у "эксперта" возникают вопросы к отдельным семьям, он выясняет их и корректирует структуру и объемы доходов.

Третий этап (35-40 мин). Координатор объявляет, что семьи могут приступить к планированию предстоящих расходов на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Для этого каждой семье выдается бланк. В процессе обсуждения статей расходов и принятия окончательного решения участники заполняют Бланк № 2 как в абсолютных величинах расходов по каждой статье в руб., так и в процентах по отношению суммы расходов по этой статье к общей сумме расходов семьи за данный месяц.

Координатор игры обращает особое внимание участников на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, т.е. сумма расходов должна совпадать с размерами доходов каждой семьи. Кроме того, участники должны учесть, что при распределении денежных средств необходимо выделить определенные суммы на каждую статью расходов.

Четвертый этап (10-15 мин). Координатор подводит итоги обсуждения и составления бюджетов в семьях. При этом каждая семья сообщает координатору игры основные итоги обсуждения и принятые решения, включая: сумму всех доходов, полученных за месяц; сумму всех расходов за этот же месяц по основным статьям:

1. Питание

2. Одежда

3. Мебель и предметы домашнего обихода

4. Культурно-бытовые нужды

5. Алкогольные напитки и курение

6. Оплата квартиры

7. Транспортные расходы

8. Платежи, сборы, налоги

9. Накопления, сбережения

Общий итог определяется как разность суммы доходов и суммы расходов. Если баланс доходов и расходов отрицательный, это означает, что данная семья живет в долг и она должна объяснить, где взяты недостающие деньги (или где семья собирается их взять). На каких условиях семья собирается воспользоваться кредитом, может быть, взять в долг у родственников, знакомых?

Если баланс положительный, следовательно, семья закончила этот месяц с определенной экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следующем месяце? Эти сэкономленные суммы приплюсовываются к статье "Накопления, сбережения". После обсуждения баланса каждой семьи координатор игры приступает к количественному анализу расходной части семейного бюджета. Для этого он сообщает участникам Рациональный Потребительский Бюджет (РПБ) в процентном отношении по каждой его расходной статье. Ниже приведена структура расходной части РПБ, однако в зависимости от условий времени и региона может быть использована и иная структура.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Значение игровых технологий в обучении детей младшего школьного возраста
Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра — деятельность именно дошкольного возраста. В. Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает э ...

Принципиальные отличия правополушарного и левополушарного доминирования
Есть особенности функционального развития леворуких детей, отмечаемые почти всеми исследователями. Они должны учитываться в процессе обучения. Это прежде, всего лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных. Леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со с ...

Профессиональные требования к воспитателю
Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель, а непосредственными исполнителями воспитатели в группах. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответстви ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru