Образование » Развитие ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии » Методика формирования ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии

Методика формирования ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии

Страница 2

2. Анализ ситуации. Полотенце было испачкано неизвестным учащимся по составу веществом, поэтому неизвестно подойдёт ли стиральный порошок с отбеливателем.

3. Постановка цели: найти рациональный способ очистки полотенца.

4. Поиск недостающих данных. (фронтальная беседа).

Отчего зависит выбор чистящего средства? Какой способ использовать – физический или химический? (Это зависит от свойств веществ-загрязнителей и свойств загрязнённого материала.)

В рассматриваемой ситуации загрязнителем является сажа. Какими физическими свойствами обладает сажа – разупорядоченный графит? (Плохо растворяется в воде).

Можно ли физические свойства углерода использовать для очистки полотенца и как? (учащиеся выдвигают различные гипотезы)

Какими химическими свойствами обладают графит и вещества, из которых изготовлено полотенце? Можно ли очистить полотенце, используя химические свойства графита? (Сажа, состоящая из углерода, почти инертна)

5. Выбор подходящих способов деятельности. Учащиеся оценивают эффективность стирального порошка. Важный действующий компонент его – отбеливатель, т.е. окислитель. Углерод же довольно инертное в химическом отношении вещество: отбеливатель не будет эффективен. Кипячение тоже не поможет: недостаточно высокая температура. Химические способы не подходят. Тогда следует проверить физический способ: просто потереть ткань в потоке воды.

6. Осуществление деятельности. Можно вручную постирать небольшой кусочек ткани, специально для исследования испачканный той же сажей.

7. Соотнесение результата с целью. Ткань отстиралась.

8. Коррекция деятельности. Учащиеся оценивают результат и сам процесс поиска решения – высказывают предположения о других путях решения той же самой задачи, подобных проблем, оценивают эффективность выбранного способа деятельности.

Таким образом, методика формирования компетентностей предполагает решение нестандартных задач.

Компетентностный подход должен быть использован на каждом этапе каждого урока.

Коммуникативная компетенция

Этот вид компетенции не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные приёмы активно используются в современной школе и им посвящено множество исследований.

Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы.

Социально-трудовая компетенция

Данный вид компетенции предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Т.е. данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.

Развитию способствуют следующие приемы: контрольные работы, тесты, касающиеся химии и быта. Причем задания можно давать социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию.

Таблица 2 Соотношение компетентностей с видами ученической деятельности и формами диагностики

Виды деятельности

Формы диагностики

Компетентность

Работа с учебником

Выполнение заданий «на соответствие»

Информационная, познавательная

Работа с простым и сложным тестом

Включение тестовых заданий в плановые контрольные работы

Познавательная, информационная

Выполнение информационной работы

Выборочный контроль на уроке, общее оценивание при проверке после уроков учителем

Познавательная, информационная

Выполнение презентации информационной работы

Демонстрация презентации в классе на уроке выборочно или после уроков общая проверка

Информационная, коммуникативная

Выполнение наблюдения за ходом химических реакций, на уроке и дома, написание краткого или развёрнутого отчёта

Демонстрация на уроке, на факультативном занятии, кружке, предметной декаде

Познавательная, информационная

Выполнение простейшего химического эксперимента дома, написание краткого отчёта

Демонстрация на уроке, на факультативном занятии, кружке, предметной декаде

Познавательная, информационная

Выполнение фронтального химического опыта в классе парами, в группе, оформление выводов

Выборочная устная проверка, итоговая проверка работ учащихся по окончании занятия

Познавательная, информационная, коммуникативная

Творческие работы исследовательского характера, как одна из форм домашнего задания

Демонстрация на уроке, на факультативном занятии

Познавательная, информационная

Выполнение рецензии-отзыва на работу своего одноклассника

Выступление во время урока-конференции, предметной недели,

Информационная, коммуникативная

Выполнение реферативной работы

Презентация, защита

Познавательная, информационная, коммуникативная

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru