В экспериментальной части нашей работы мы решили изучить психологические особенности профессионального самоопределения у старшеклассников, а так же проанализировать полученные данные.
Мы предположили, что старшеклассники, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании мотивационной сферы и имеют активную жизненную позицию.
Экспериментальная база нашего исследования – средняя общеобразовательная школа п.Солнечный, Марий Эл. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 15-16 лет, учащиеся 9, 10 и 11 классов.
На основе беседы, на первом этапе исследования, были выбраны те школьники, которые уже выбрали будущую профессию, - 20 человек. Эти школьники вошли в состав экспериментальной группы. Там же были выявлены школьники, которые еще не имеют четкого представления о своей будущей профессии, которые вошли в состав контрольной группы (20 человек).
Результаты исследования представлены в приложении 1.
В работе были использованы следующие экспериментальные методики:
1. Для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий – методика "Дифференциально-диагностический опросник" Климова (ДДО).
3. Для исследования мотивации достижения у подростков – методика "Потребность в достижении" А.А.Реана. Методика позволяет выяснить, насколько развита мотивация достижения у подростков, стремятся ли они достичь поставленную цель, или пасуют перед жизненными трудностями.
3. Для исследования мотивации общения подростков – методика "Потребность в общении" А.Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова. Потребность в общении является ведущей в подростковом возрасте. Снижение этой потребности влечет за собой социальную дезадаптацию во взрослом обществе. Вот почему так важно выяснить, насколько общительны подростки.
Мы провели анкетирование, результаты которого представлены в приложении 2. Диагностические методики для нашего исследования взяты из практикума по возрастной психологии (Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, СПб "Речь" - 2002), и представлены в приложении 1.
1. По результатам методики "ДДО Климова" мы получили следующие результаты (Диаграммы 1 и 2).
На диаграмме 1 показано, как распределились предпочтения наших испытуемых из экспериментальной группы.
Диаграмма 1. Диагностика предпочитаемых типов профессий у школьников, выбравших будущую профессию
Как видно из диаграммы 1, большинство школьников, определившихся с выбором, отдают предпочтение типам профессий "человек-техника" и "человек-знак". Наименьшее предпочтение получили такие категории, как "человек-природа" и "человек-худ.образ".
Диаграмма 2. Диагностика предпочитаемых типов профессий у школьников, не определившихся с выбором
Итак, из диаграммы 2 мы видим, что среди наших испытуемых из контрольной группы не обнаружилось значительных предпочтений какого либо типа профессий. Однако наиболее популярным оказался тип "человек-художественный образ", а наименьшее количество выборов получила категория "человек-человек".
Таким образом, полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников, не определившихся с выбором. Те школьники, которые уже выбрали профессию, отдают предпочтение категориям "человек-техника" и "человек-знак".
2. Исследование учебной мотивации подростков
По результатам методик "Направленность на отметку" и "Изучение направленности на приобретение знаний" мы получили следующие обобщенные результаты. В диаграмме 3 показана величина средних баллов направленности на отметку и на знания.
Основные функции внимания
Возьмем такой пример: какой-нибудь человек находится на каком-нибудь празднестве и поглощен интересной беседой. Внезапно он слышит свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Он быстро переключает внимание на разговор, происходящий между этими людьми, и слышит мнение о себе. Но ...
Развитие школ и становление школьной системы в России начале XIX века
В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли ...
Значение игровых технологий в обучении детей младшего школьного возраста
Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра — деятельность именно дошкольного возраста. В. Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает э ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.