Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике

Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике

Страница 2

- гражданственность определялась как «государственный патриотизм», т.е. готовность к принятию на себя ответственности за сохранение и укрепление государства; к сплочению, самоорганизации, самостоятельным инициативным действиям в интересах страны;

- важными характеристиками гражданина признавались такие качества, как «организационно-управленческое мышление, владение навыками управленческо-исполнительской деятельности».

Гражданское воспитание в начале XX века раскрывалось как процесс вхождения школьников в практику управления обществом, включающего в себя подготовку к выполнению им властных полномочий, и исполнительских функций, и функций хозяина, и труженика, развитие способности быть и субъектом управления и его объектом». Это свидетельствует о зарождении в советской педагогике идеи воспитания активных, деятельных членов гражданского общества.

Отечественная педагогическая наука этого периода акцентировала внимание общества на идее, что истинный патриотизм предполагает любовь не только к славным, но и печальным моментам жизни своего Отечества, а любовь к Родине выражается в высокой жизненной активности, направленной на ее благо. Важная роль в гражданском воспитании принадлежит истории, родному языку и словесности, географии, законоведению.

В ряде докладов и статей задачу воспитания граждан выдвигает С. Т. Шацкий. По его мнению, каждый ребенок с детства должен не только готовиться в будущем стать гражданином, но уже чувствовать себя гражданином страны сегодня, включаться в разнообразную деятельность на благо Родины: «Ребенок должен проникнуться сознанием того, что он не только ученик, но и маленький гражданин» .

Начиная с середины 1920-х годов под влиянием Конституции СССР, принятой в 1924 г., в теории гражданского воспитания наблюдается процесс «устранения издержек революционного романтизма и крайностей идей разрушения старого мира». Гражданственность на этом этапе трактуется как «общественно-государственный патриотизм», соотносится с понятиями многонациональное государство», «политический строй», «право», «трудовое сообщество», представляет собой единство духовно-нравственных составляющих личности.

В 1920-е гг. в стране имелись достаточные условия для формирования гражданского общества и развития гражданского сознания новых поколений, перед которыми общество ставило грандиозные задачи по переустройству жизни не только в России, но и во всем мире. Педагогическая наука этого периода внесла большой вклад в постановку и разработку новых подходов, методов и средств гражданского воспитания.

III этап – 1928 - март 1953 г. характеризуется сокращением самодеятельных начал в жизни общества, связанным с проявлениями культа личности. С переходом к коллективизации сельского хозяйства и провозглашением «наступления социализма по всему фронту» понятие «гражданское воспитание» было поглощено понятием «коммунистическое воспитание», понятие «гражданственность» сохранилось лишь в трудах А. С. Макаренко, исчезнув из словарей и справочной литературы.

В своей книге «Воспитание гражданина» А. С. Макаренко наметил пути воспитания гражданина. Главными сторонами личности он считал наличие определенного уровня образованности, высокую общественно-политическую активность, коллективизм, умение активно участвовать в управлении общественными и государственными делами.

Подлинное проявление сущности гражданина А. С. Макаренко видел в единстве сознания и поведения. Истоки гражданского воспитания, по его убеждению, заключаются в организации единого детского трудового коллектива. Но при этом гражданин должен являться творческой индивидуальностью, чтобы в полной мере реализовать все свои возможности и способности.

IV этап - март 1953 – 1964 гг. (времена «оттепели»). В этот период происходит зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах и обращение к идее трудовой политехнической школы как способной наиболее успешно формировать гражданина. Один из выдающихся педагогов того времени В. А. Сухомлинский, считал, что гражданственность «имеет своими истоками красоту» и формируется на основе выработки простых норм нравственности – честности, человечности, трудолюбия. Идея гражданского воспитания личности, построенного на прочных нравственных основах, проходит через все педагогическое творчество этого великого педагога.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Принцип монизма
Теория развивающего обучения В. В. Давыдова [8] основывается на гипотезе Л. С. Выготского [5] о том, что обучение определяет характер психического развития учащихся. Развитие, по словам Выготского, осуществляется на культурно-историческом материале. Взрослые создают такие условия (социальная ситуац ...

Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки
Для обучения детей и развития у них навыков музыкально-игровой деятельности была разработана и экспериментально проверена система творческих упражнений, основанных на сочетании индивидуальных и групповых форм организации детей в условиях классно-урочной системы обучения, изучения целесообразности п ...

Вступление ребенка в ответственную социальную жизнь
Центральным для понимания кризиса детства является изменение в сознании ребенка, а именно – становление его самосознания. В конце дошкольного и в начале школьного возраста происходит отчетливо выраженное формирование новой ступени психологического развития – персонализации различных деятельностных ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru