Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике

Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике

Страница 2

- гражданственность определялась как «государственный патриотизм», т.е. готовность к принятию на себя ответственности за сохранение и укрепление государства; к сплочению, самоорганизации, самостоятельным инициативным действиям в интересах страны;

- важными характеристиками гражданина признавались такие качества, как «организационно-управленческое мышление, владение навыками управленческо-исполнительской деятельности».

Гражданское воспитание в начале XX века раскрывалось как процесс вхождения школьников в практику управления обществом, включающего в себя подготовку к выполнению им властных полномочий, и исполнительских функций, и функций хозяина, и труженика, развитие способности быть и субъектом управления и его объектом». Это свидетельствует о зарождении в советской педагогике идеи воспитания активных, деятельных членов гражданского общества.

Отечественная педагогическая наука этого периода акцентировала внимание общества на идее, что истинный патриотизм предполагает любовь не только к славным, но и печальным моментам жизни своего Отечества, а любовь к Родине выражается в высокой жизненной активности, направленной на ее благо. Важная роль в гражданском воспитании принадлежит истории, родному языку и словесности, географии, законоведению.

В ряде докладов и статей задачу воспитания граждан выдвигает С. Т. Шацкий. По его мнению, каждый ребенок с детства должен не только готовиться в будущем стать гражданином, но уже чувствовать себя гражданином страны сегодня, включаться в разнообразную деятельность на благо Родины: «Ребенок должен проникнуться сознанием того, что он не только ученик, но и маленький гражданин» .

Начиная с середины 1920-х годов под влиянием Конституции СССР, принятой в 1924 г., в теории гражданского воспитания наблюдается процесс «устранения издержек революционного романтизма и крайностей идей разрушения старого мира». Гражданственность на этом этапе трактуется как «общественно-государственный патриотизм», соотносится с понятиями многонациональное государство», «политический строй», «право», «трудовое сообщество», представляет собой единство духовно-нравственных составляющих личности.

В 1920-е гг. в стране имелись достаточные условия для формирования гражданского общества и развития гражданского сознания новых поколений, перед которыми общество ставило грандиозные задачи по переустройству жизни не только в России, но и во всем мире. Педагогическая наука этого периода внесла большой вклад в постановку и разработку новых подходов, методов и средств гражданского воспитания.

III этап – 1928 - март 1953 г. характеризуется сокращением самодеятельных начал в жизни общества, связанным с проявлениями культа личности. С переходом к коллективизации сельского хозяйства и провозглашением «наступления социализма по всему фронту» понятие «гражданское воспитание» было поглощено понятием «коммунистическое воспитание», понятие «гражданственность» сохранилось лишь в трудах А. С. Макаренко, исчезнув из словарей и справочной литературы.

В своей книге «Воспитание гражданина» А. С. Макаренко наметил пути воспитания гражданина. Главными сторонами личности он считал наличие определенного уровня образованности, высокую общественно-политическую активность, коллективизм, умение активно участвовать в управлении общественными и государственными делами.

Подлинное проявление сущности гражданина А. С. Макаренко видел в единстве сознания и поведения. Истоки гражданского воспитания, по его убеждению, заключаются в организации единого детского трудового коллектива. Но при этом гражданин должен являться творческой индивидуальностью, чтобы в полной мере реализовать все свои возможности и способности.

IV этап - март 1953 – 1964 гг. (времена «оттепели»). В этот период происходит зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах и обращение к идее трудовой политехнической школы как способной наиболее успешно формировать гражданина. Один из выдающихся педагогов того времени В. А. Сухомлинский, считал, что гражданственность «имеет своими истоками красоту» и формируется на основе выработки простых норм нравственности – честности, человечности, трудолюбия. Идея гражданского воспитания личности, построенного на прочных нравственных основах, проходит через все педагогическое творчество этого великого педагога.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса молодежи
Одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой коллектив мбу кдо «праздник» является создание условий для организации экспериментальной базы развития всей сферы досуга. поэтому, приступая в январе 2010 г. к планированию видов деятельности, мбу дко организовал многоаспектный анализ досуговы ...

Активизация деятельности учащихся на уроке с учетом возрастных особенностей
Из совокупности обязательных уроков в младших, средних и старших классах (два урока еженедельно) складывается основа системы учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура». Урочная форма занятий является также основной на факультативном курсе по этому предмету для учащихся VII-Х кла ...

Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 1-х классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности
Второй методический вариант. Особенностью второго методического варианта является взаимосвязь уроков музыки и внеклассной художественно- творческой деятельности учащихся в форме музыкально-театрального кружка. Работа кружка была тесно связана с уроками музыки и имела своей конкретной целью постанов ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru