Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике

Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике

Страница 2

- гражданственность определялась как «государственный патриотизм», т.е. готовность к принятию на себя ответственности за сохранение и укрепление государства; к сплочению, самоорганизации, самостоятельным инициативным действиям в интересах страны;

- важными характеристиками гражданина признавались такие качества, как «организационно-управленческое мышление, владение навыками управленческо-исполнительской деятельности».

Гражданское воспитание в начале XX века раскрывалось как процесс вхождения школьников в практику управления обществом, включающего в себя подготовку к выполнению им властных полномочий, и исполнительских функций, и функций хозяина, и труженика, развитие способности быть и субъектом управления и его объектом». Это свидетельствует о зарождении в советской педагогике идеи воспитания активных, деятельных членов гражданского общества.

Отечественная педагогическая наука этого периода акцентировала внимание общества на идее, что истинный патриотизм предполагает любовь не только к славным, но и печальным моментам жизни своего Отечества, а любовь к Родине выражается в высокой жизненной активности, направленной на ее благо. Важная роль в гражданском воспитании принадлежит истории, родному языку и словесности, географии, законоведению.

В ряде докладов и статей задачу воспитания граждан выдвигает С. Т. Шацкий. По его мнению, каждый ребенок с детства должен не только готовиться в будущем стать гражданином, но уже чувствовать себя гражданином страны сегодня, включаться в разнообразную деятельность на благо Родины: «Ребенок должен проникнуться сознанием того, что он не только ученик, но и маленький гражданин» .

Начиная с середины 1920-х годов под влиянием Конституции СССР, принятой в 1924 г., в теории гражданского воспитания наблюдается процесс «устранения издержек революционного романтизма и крайностей идей разрушения старого мира». Гражданственность на этом этапе трактуется как «общественно-государственный патриотизм», соотносится с понятиями многонациональное государство», «политический строй», «право», «трудовое сообщество», представляет собой единство духовно-нравственных составляющих личности.

В 1920-е гг. в стране имелись достаточные условия для формирования гражданского общества и развития гражданского сознания новых поколений, перед которыми общество ставило грандиозные задачи по переустройству жизни не только в России, но и во всем мире. Педагогическая наука этого периода внесла большой вклад в постановку и разработку новых подходов, методов и средств гражданского воспитания.

III этап – 1928 - март 1953 г. характеризуется сокращением самодеятельных начал в жизни общества, связанным с проявлениями культа личности. С переходом к коллективизации сельского хозяйства и провозглашением «наступления социализма по всему фронту» понятие «гражданское воспитание» было поглощено понятием «коммунистическое воспитание», понятие «гражданственность» сохранилось лишь в трудах А. С. Макаренко, исчезнув из словарей и справочной литературы.

В своей книге «Воспитание гражданина» А. С. Макаренко наметил пути воспитания гражданина. Главными сторонами личности он считал наличие определенного уровня образованности, высокую общественно-политическую активность, коллективизм, умение активно участвовать в управлении общественными и государственными делами.

Подлинное проявление сущности гражданина А. С. Макаренко видел в единстве сознания и поведения. Истоки гражданского воспитания, по его убеждению, заключаются в организации единого детского трудового коллектива. Но при этом гражданин должен являться творческой индивидуальностью, чтобы в полной мере реализовать все свои возможности и способности.

IV этап - март 1953 – 1964 гг. (времена «оттепели»). В этот период происходит зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах и обращение к идее трудовой политехнической школы как способной наиболее успешно формировать гражданина. Один из выдающихся педагогов того времени В. А. Сухомлинский, считал, что гражданственность «имеет своими истоками красоту» и формируется на основе выработки простых норм нравственности – честности, человечности, трудолюбия. Идея гражданского воспитания личности, построенного на прочных нравственных основах, проходит через все педагогическое творчество этого великого педагога.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Организация режима жизни детей. Закаливающие процедуры. Специальные упражнения по развитию движений
Задачи первой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. Известно, что ребенок раннего возраста нуждается в особом уходе, направленном именно на сохранение его здоровья. Смертность детей в этом возрасте во многих ...

Организация работы учителей по формированию навыков самоконтроля у младших школьников
Изучив материалы современного педагогического опыта по проблеме формирования навыков самоконтроля, можно отметить, что чаще всего учителя начальных классов строят работу по развитию этого умения на уроках русского языка, чтения и математики. Учительница начальных классов школы № 44 Пачина А.Г. разр ...

Характеристика первого уровня речевого развития
На этом уровне у детей либо полостью отсутствует речь, либо имеются лишь ее элементы. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами. Лепетные слова включают в себя фрагменты слова (ки ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru