возможностями, они заносятся в определённый список. Затем с этими детьми проводится более тщательная, углубленная диагностика интеллекта, результаты сверяются с учебными успехами.
Все эти данные обсуждаются с классным руководителем, учителями - предметниками, даётся ряд рекомендаций, определяется прогноз на будущее,
составляется план сопровождения данных детей, как учителем, так и психологом.
По этим результатам обязательно проводится работа с родителями. Всё это позволяет как можно раньше определить детей с возможной одарённостью, " не проморгать" их. К переходу детей в среднее звено список учеников с высокими интеллектуальными возможностями несколько сокращается, так как в течение четырёх лет определяются дети, которые не просто имеют хороший уровень интеллекта, но и имеют другие признаки одарённости (живость ума, умственную выносливость, высокую мотивацию, высокую скорость решения мыслительных задач, способно неординарно решать стандартные задачи и др.), в среднем и старшем звене проводится дальнейшая работа по сопровождению детей с признаками одарённости.
У учителей начальных классов имеются матрицы определения видов одарённости, используя которые они через метод наблюдения сами мо-
гут определять данные потенциальные возможности своих детей. Мы предлагаем вам матрицу определения интеллектуальных и творческих
видов одарённости, в которой даются признаки их различения.
Матрица определения видов одарённости.
Вид одарённости |
Признаки одарённости |
Методы выявления |
1. Интеллектуальная |
Повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, строта аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели. |
Систематизированное наблюдение, опросники, шкала Станфорд-Бине, шкала Векслера, тест Слоссона |
2Академическая |
Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета. |
Систематизация наблюдения, анкетирование, тесты достижения, тесты Равенна. Критериально-ориентированные тесты. |
3. Творческая |
Умение переструктуровать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек, стремление мыслить и делать всё по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкасть и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетом. |
Тесты Торренса, Роршаха |
Кроме этого существуют различные анкеты, опросники, тесты, которые тоже помогают в диагностировании детей.
Последние научные исследования показывают, что правое и левое полушария человеческого мозга перерабатывают различные типы информации и решают разные типы задач и проблем. Предлагаю вам часть теста по определению степени работы ваших полушарий. Это только часть теста, он не сложный, но поможет вам определить главные черты вашего ребёнка.
Представление урока в рамках категории Ситуации
Представление сложно организованной деятельности как ситуации связано с тем, что в ней выделяется, во-первых, набор различных позиций, каждая из которых имеет свои основания и, во-вторых, набор процессов, отнесенных к той или иной позиции или к их взаимодействию. Модель ситуации, поэтому может вклю ...
Динамика развития музыкально-творческих способностей учащихся 1-х классов в
условиях музыкально-игровой деятельности
Формирующий эксперимент предполагал применение музыкально-игровой драматизации в учебном процессе в целях формирования музыкально-творческих способностей личности младших школьников. Контрольный срез после проведения формирующего эксперимента состоял из трех заданий, ставящих целью определить по ре ...
Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников в
процессе музыкально-игровой драматизации
Формирующий эксперимент проводился с целью повышения уровня развития музыкально-творческих способностей учащихся в двух вариантах. Его методическая задача – проверка целесообразности применения в работе учителя музыки, разработанной методики, основанной на использовании музыкально-игровой драматиза ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.