Мутно небо, ночь мутна. Средь неведомых равнин!
А созвучие эпитета с определяемым словом, хотя бы в стихотворении «Косарь»: кровь отцовская, косу новую, село родное, к морю Черному.
Или такой пример:
Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали.
Не шепчутся листья с гремучим ключом1.
Наблюдение над звучащим словом ставит перед учащимися острый вопрос о наличии губных, шипящих, мягких и твердых звуков, о различии в начертании и произношении (море Черное, чер-
Умелый учитель на уроках выразительного чтения повысит интерес учащихся к языку, к фонетике, морфологии и синтаксису; этот новый для учащихся подход к речи даст свои результаты и на уроках грамматики.
Рядом с наблюдениями над звучностью эпитета необходимо улавливать звучность строки или фразы:
И шел колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
И конь на дыбы подымался порой
И прыгал, как барс, пораженный стрелой.
(В последней строке затрудненное для произношения сочетание пр, бр, стр.)
Ведь ее нужно не видеть, а слышать. Тем более что поэт часто ставит под акцент рифмы особо значительные слова:
Наш воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост.
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил лёгонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы.
Или еще пример:
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.
Рифма далеко не всегда принимает на себя логическое ударение, но если она его принимает, то звуковой эффект нужно суметь использовать. _
Итак, первый вид упражнений—восприятие и произнесение звука. При этом целью работы ставится четкое воспроизведение слова как звукосочетания и четкое воспроизведение речевого звена в его художественной звуковой функции. Это может быть подражание звукам действительности: «Трах! тах! тах!»—понеслось над его головой, упало под воз и разорвалось —«Ррра!» (Чехов. «Степь»). Это может быть просто звукопись, сочетание согласных (аллитерация) или гласных (ассонанс), сочетание чисто 'музыкального порядка, лишь косвенно характеризующее картину:
И прыгал, как барс, пораженный стрелой.
Следующим разделом работы является выделение логического ударения в предложении.
Начинаем в V классе с известных простейших упражнений.
Учитель пишет на доске предложение: «Ибрагим возвратился из
Парижа в Петербург». И ставит один за другим вопросы:
Кто возвратился из Парижа в Петербург?
Возвратился ли Ибрагим из Парижа в Петербург?
Откуда возвратился Ибрагим в Петербург?
Куда возвратился Ибрагим из Парижа?
Каждое из четырех полных предложений, совершенно одинаковых по тексту, должно ответить на вопрос путем акцентировки нужного слова.
Подобные упражнения нужно повторять (им место и в начала ной школе) и приучить учащихся слышать логические ударения, а также давать их голосом.
Уяснив с учащимися наличие логических ударений на примерах отдельных предложений путем вопросов и голосовых упражнений, учитель переходит к выделению логических ударений в каком-либо нетрудном тексте.
Потренировав учащихся на простейшие примерах, можно показать случаи более сложных расстановок ударения. Сюда должен быть отнесен распространенный случай акцентировки однородных членов предложения:
Модель инновационной воспитательной системы в условиях среднего профессионального образования
Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования, содержание которого показывает необходимость обесп ...
Региональный компонент в инновационных программах дагестанских
ученых-педагогов
Дагестанские народные художественные и ремесленно- декоративные промыслы являют собой заметный и общепризнанный потенциал в традиционной культуре не только нашего региона, но и в общем, многонациональном наследии Российской Федерации. Такие яркие и, добавим, гармонически сочетающие в себе утилитарн ...
Лингвистические основы методики обучения пунктуации в процессе
обучения русскому языку
Для методики обучения учеников младших классов правилам пунктуации являются исходные положения о языке как средстве общения, о речи, складывающейся из звуков, слов, словочетаний и предложений. Содержание и характер изучаемого материала в начальных классах определяются прежде всего наукой о языке. « ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.