Образование » Выразительное чтение » Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой

Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой

Страница 4

Обучая выразительному чтению прозы, можно исходить из зна­ков препинания, но, в сущности, точек и запятых совершенно не­достаточно; читающий вынужден делать целый ряд остановок, по­мимо запятых, и, обратно, на запятых-то именно зачастую мы и не останавливаемся. 'Выразим графически данное положение:

Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, , кто только был налицо;

и когда пришли двое из них

и есаул Дмитро Товкач,

старый его товарищ,

он им тот же час их представил,

говоря:

«Вот смотрите, какие молодцы!

На Сечь их скоро пошлю».

Гости поздравили

и Бульбу,

и обоих юношей

и сказали им,

что доброе дело делают

и что нет лучшей науки для молодого человека,

как Запорожская Сечь.

Прочитать десять строчек из сказки Пушкина неизмеримо лег­че, нежели этот абзац прозы Гоголя. Находить логическое ударе­ние, и выдерживать паузы на точках при чередовании простых предложений—дело сравнительно легкое. Вот пример прозаиче­ский:

«Послышался ровный, спокойный шум. Большая, холодная кап­ля упала на колено Егорушки, другая поползла по руке».

Стихов, выдержанных в сравнительно несложном синтаксисе, достаточное количество (и в программе V и VI классов), но про­за Тургенева, Горького, Гоголя, Толстого строится преимуществен­но на предложении сложном. Дать выразительное чтение текстов из «Тараса Бульбы», из «Бежина луга», из «Грозы» Толстого смо­гут очень немногие из шестиклассников.

Итак, VI и VII классам надлежит заняться работой над про­изнесением распространенного и сложного предложения, передан­ного в прозе, а также, конечно, и в стихах.

Рыбникова считает, что необходимость учить выразитель­ному чтению, не только попутно знакомясь с текстом во время разбора, но и на специальных уроках—пусть их будет ничтожное количество. Эти уроки, обучающие толковому и выразительному произнесению распространенного и сложного пред­ложения, в VI и VII классах должны быть отнесены (в смысле учета времени и по сути дела) к урокам русского языка.

Следующая сторона чтения, над которой необходимо рабо­тать,—это понятие части, абзаца и в связи с этим внимание к пе­реходам: от громкого чтения—к более тихому, от медленного—

к более быстрому, от поднятого голоса — к голосу спущенному. Здесь же мы неизбежно используем более сознательно и смену окрасок: от гнева—к печали, от тоски—к радости и т. д.

Эта задача выполняется и V классом, но более бессознательно, скажем, в форме многоголосого чтения. Так, пушкинское «У лу­коморья» начинается (первые шесть строк) и кончается (послед­ние четыре строки) одним голосом,— хор произносит акцентируе­мые строки:

— Там

чудеса.

—• .Там Русью пахнет!

А все остальные дачи подаются отдельными голосами.

Там леший бродит (один голос);

Русалка на ветвях сидит (второй голос)} Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей (третий голос) . И т. д.

Эта система чтения создает большее музыкальное богатство, подчеркивает части целого и позволяет подать каждую часть но­выми голосовыми средствами._

Заставьте отдельного ученика прочитать это стихотворение до многоголосого чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием симфонического звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на ...

Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе
«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок», - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы. Это указание в полной мере ...

Содержание и организация внеклассной работы по биологии
Основные направления внеклассной работы. Успех внеклассной работы по биологии в большой степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности. Поэтому ее нельзя превращать в дополнительные занятия учащихся ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru