Образование » Развитие толерантности в системе образования - как объективная потребность современного общества » Анализ опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников

Анализ опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников

Страница 1

Как уже говорилось, цель нашего эксперимента – выявить степень сформированности толерантности у младших школьников. В ходе контрольного опроса учащимся были заданы следующие вопросы:

1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?

2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?

3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?

4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?

5. Кто в твоей семье главный?

6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников?

7. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?

8. Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?

9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?

10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?

Оценка параметров знаний проводилась по прежним параметрам.

Процентное соотношение данных опроса следующее:

3 «А» класс

100% - количество учащихся, принявших участие в опросе;

42% - количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;

50% - количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;

8% - количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний;

0% - количество учащихся, относящихся к группе риска

3 «В» класс

100% - количество учащихся, принявших участие в опросе;

35% - количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;

45% - количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;

17% - количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний;

3% - количество учащихся, относящихся к группе риска

Графически это выглядит так:

Рисунок 2

Сравним результаты контрольного опроса на стадии констатирующего эксперимента и контрольного:

Мы видим, что процент качества ответов заметно вырос как в одном, так и в другом классе. Разница в 3 «А» классе составляет 10%, а в 3 «В» - 3%. Но следует учитывать тот факт, что количество слабых учеников в экспериментальном классе уменьшилось на 30%, то в контрольном классе только на 25%. В 3 «А» классе Любокиевский Андрей смог ответить полным ответом на вопросы 1, 3, 6, 9. А Степанов Денис смог не полностью, но ответить на теже вопросы. В 3 «В» Ерушева Олеся и Урито Иван так и не смогли верно ответить на все вопросы, хотя Иван хорошо проявил себя в проведении внеклассных мероприятий.

Таким образом, можно уверенно сказать, что более расширенное и углубленное освоение предмета, за счет занятий в кружке «Я, ты, мы - семья», дало вполне ощутимые результаты. Эти занятия помогли детям ощутить себя частью общества, посредством усвоения элементарных этических навыков, которые стимулировали их познавательную деятельность, развили толерантность и дали возможность проявить себя с наилучшей стороны, не только при общении с одноклассниками, но и с детьми другого класса.

Как мы уже говорили, современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.

Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности.

Построение толерантной среды в образовательном пространстве любого учебного заведения затрагивает социологический, психолого-педагогический и методологический уровни в пространственной организации жизнедеятельности человека. Идея формирования толерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе – важный компонент культуры поведения
Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навык ...

Педагогические основы нравственного воспитания
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Нравственность является составной частью компл ...

Виды нарушений осанки
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тел ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru