Образование » Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации » Теоретические и педагогические основы формирования музыкально- творческих способностей младших школьников

Теоретические и педагогические основы формирования музыкально- творческих способностей младших школьников

Страница 4

Проблема формирования и развития творческих способностей младших школьников путем приобщения их к музыкально-исполнительской деятельности, теоретически обоснованная Б.В. Асафьевым и Б.Л. Яворским, нашла свое практическое воплощение в педагогической деятельности выдающихся украинских композиторов В. Верховинца, Н. Леонтовича, Я. Степового, К. Стеценко, которые много лет проработали в общеобразовательных школах. Они высказывали мысли о том, что исполнительская деятельность является важным фактором в творческом развитии ребенка, способствует скорейшему прохождению этапов культурного роста. Творческое развитие личности ребенка происходит в процессе применения различных видов музыкальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, сценическое исполнение), в основе которой лежит исполнительское мастерство. Идея приобщения школьников к музыкально-исполнительской деятельности нашла свое отражение в подготовке учебных пособий, репертуарных сборников, в статьях и методических рекомендациях, среди которых: Н. Леонтович – учебное пособие «Нотна грамота» и «Сольфеджiо» для начальных классов общеобразовательной школы, три сборника методических рекомендаций по вопросам развития музыкального слуха и воспитания чувства ритма, «Практичний курс навчання спiву у среднiх школах Україны», более 50-ти произведений для детского хора; К. Стеценко – вокальные сборники «Эхо» и «Шкiльний пiсенник» (три выпуска), учебное пособие «Початковий курс навчання дітей нотному спiву», «Українська пiсня у народнiй школi», оперы «Iвасик Телесик», «Лисичка, Котик та Пiвник»; Я. Степовой – вокальные сборники «Пролiски», «Кобзар», пять школьных хоров, учебное пособие «Популярний курс элементарної теорії музики»; В. Верховинец – учебное пособие «Весняночка»; Ф. Колеса – учебное пособие «Спiваймо», сборники «Шкiльний пiсенник», «Збiрка народних пiсень для шкiльных хорiв».

Принципиально важным является убеждение украинских композиторов-педагогов в том, что музыкальная деятельность не только формирует художественные вкусы школьников и способствует творческому развитию личности, но и влияет на поступки школьников, формируя эстетическое отношение к действительности. Вслед за английским историком Г. Боклем, украинские композиторы-педагоги утверждали, что «знать, как исполнить долг, или какое-то дело – есть сторона умственная, а хотеть и исполнить – есть сторона моральная. Нередко бывает так, что мы знаем, что необходимо для исполнения какой-либо жизненной задачи, но и в тоже время ничего не делаем для ее исполнения, не находим в себе желания и воли осуществить то, что знаем». Исходя из этого высказывания, побуждением к деятельности являются главным образом не знания, а чувства. «И если чувства наши, - пишет Г. Бокль, - имеют такое большое значение, значение двигателя в нашей деятельности, то они должны быть объектом тщательного воспитания в наших детях как в семье, так и в школе».

В своей практической деятельности украинские композиторы-педагоги убедились, что собственная музыкально-игровая деятельность учащихся формирует и развивает такие чувства, как самостоятельность, быстрота реакции, решительность, находчивость, выдержка, инициативность, организаторские способности, выносливость, дружеские и товарищеские отношения, взаимопомощь, взаимовыручка и т.д. Таким образом, продолжая мысли о воспитательной роли эстетического воспитания Б.В. Асафьева и Б.Л. Яворского, украинские композиторы-педагоги рассматривали музыкальную деятельность учащихся не как самоцель, а как средство формирования творческих способностей младших школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Применение игрового метода в учебно-тренировочном процессе
Игра - одна из основных форм деятельности ребенка. В жизни детей она занимает особенно важное место. Понятие игры охватывает многие весьма разнообразные явления: от простейших движений младенца с погремушкой до спортивных игр. Большинство музыкально - двигательных упражнений имеет понятное детям со ...

Причины и факторы, приводящие к агрессивному поведению у детей дошкольного возраста и особенности его проявления
Учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность об общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому ...

Обучение детей плаванию
Сейчас существует возможность массового обучение плаванию малышей практически в каждой семье – в домашней ванне, причем круглогодично, без перерывов. И эту возможность нужно использовать в полной мере. Ребенку 1–2 лет, не говоря уже о грудных детях, "домашнего бассейна" вполне достаточно ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru