г) сделать движение нижней челюстью вперед
Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции
а)положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5
б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать, как в предыдущем задании, под счет от 1 до 5
в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ
г) высунуть язык «лопатой», «иголочкой»
д) оттопырить правую, а затем левую щеку языком
е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам.
ж) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на нижнюю губу
з) движение языком вперед-назад.
Исследование двигательной функции мягкого неба.
а) широко открыть рот и четко произнести звук «а»
б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу
в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.
Исследование продолжительности и силы выдоха.
а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.)
б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата
Все предъявляемые формы вначале проводятся по показу, а за тем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений:
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот
2. Широко открыть рот, дотронуться копчиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу
3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот
4. Широко раскрыть рот, как при звуке [А], растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку
5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.
6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется) «а - и - у», «у - и - а», «ка - па - та», «па - ка - та», «пла - плу - пло», «рал - лар - тар - тал», «скла - взма - здра»
Обследование мимической мускулатуры.
Исследование объема и качества движения мышц лба
а) нахмурить брови
б) поднять брови
в) наморщить лоб
2. Исследование объема и качества движений мышц глаз
а) легко сомкнуть веки
б) плотно сомкнуть веки
в) закрыть правый глаз, затем левый
г) подмигнуть
3 . Исследование объема и качества движений мышц щек
а) надуть левую щеку
б) надуть правую щеку
в) надуть обе щеки одновременно
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
выразить мимикой лица:
а) удивление
б) радость
в) испуг
г) грусть
д) сердитое лицо
5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции
а) свист
б) поцелуй
в) улыбка
г) оскал
д) плевок
е) цоканье
Результаты обследования неречевых функций.
По изучению анамнестических данных у обследованных детей выявлено: у всех отмечен отягощенный анамнез: у всех детей была гипоксия. В анамнезе матери Нурмиева Ромы: ОАА, обострения, бактериальный вагиноз, водянка. В анамнезе мамы Лилиеблантс Леонида отмечено: профилактическое лечение, 28-29 неделя-водянка, анемия 1, гипоксия плода, острый ринит, мать во время беременности злоупотребляла алкоголем. В анамнезе мамы Шуклина Андрея отмечено: гипоксия плода, хр. ФЛИ. Общий анамнез матери Салановой Нади: гипоксия плода, анемия 1, ППВ, недоношенность.(33 недели) Анамнез матери Карсаева Андрея: гестоз, хр.гипоксия, анемия, умер.многоводие, недоношенность ( 30 недель).
Все родители отметили, что дети часто болели простудными заболеваниями. Незначительное отставание отмечено у двух детей, а отставание от норм речевого развития отмечено у трех детей. Логопедическая помощь оказывалась одному ребенку. Можно отметить, что четверо из пяти детей легко вступают в контакт. Строение артикуляционного аппарата у всех детей в норме, но у одного ребенка на верхней губе рубец.
Практические навыки
1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить). Соблюдать нормы орфоэпии. 2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: громче — тише, выше — ниже, быстрее ...
Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной
группы
При обследовании звукопроизношения важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающее ...
Сведения из истории
Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание является непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Т ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.